Существует несколько классификаций трансмиссионных масел, которые разработаны в разных странах и учитывают разные критерии. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Классификация по ГОСТу
В России классификация трансмиссионных жидкостей базируется еще на советских ГОСТах. Основным документом для систематизации смазочных материалов является ГОСТ 17479.2-85. Стандарт разделяет масла по двум критериям: уровню эксплуатационных свойств и вязкости.
По качественному параметру жидкости российского производства относятся к одной из пяти групп – они обозначаются цифрами от 1 до 5. Масла первой группы самые простые, не содержат присадок. В состав жидкостей следующих 4-х категорий входят различные добавки. Универсальные смазочные вещества для трансмиссий входят в 5-ю группу.
По вязкости российские трансмиссионные масла делятся на 4 категории: 9, 12, 18 и 34. Чем больше число, тем выше вязкость.
Маркировка жидкости по ГОСТу выглядит, к примеру, следующим образом: ТМ-3-18, ТМ-2-9. Буквами обозначается название продукта (трансмиссионное масло), первая цифра указывает на его принадлежность к определенной группе качества, вторая – на категорию вязкости.
Изображение взято с сайта https://www.vseinstrumenti.ru
Сегодня отечественную (советскую) классификацию практически вытеснили зарубежные стандарты, которые систематизируют большой спектр импортных масел для узлов трансмиссии. Поэтому даже если на продукте от российского производителя указана гостовская маркировка ТМ, то рядом обязательно присутствуют и другие обозначения.
Классификация по SAE
Американское сообщество автомобильных инженеров (SAE) делит трансмиссионные масла, аналогично моторным, в зависимости от высоко- и низкотемпературной вязкости.
Согласно классификации SAE все трансмиссионные жидкости подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). Современные масла в подавляющем большинстве случаев имеют сдвоенный индекс (например, 80W-90), который указывает на то, что они всесезонные.
Летний индекс определяет кинематическую вязкость масла при температуре 100 °C. Чем больше числовое значение, тем более густое масло. Однако есть один нюанс. На самом деле до 100 °C коробки практически никогда не разогреваются. Летом средняя температура масла в КПП колеблется в пределах 70-80 °C. Поэтому в рабочем диапазоне температур смазка будет значительно более вязкой, чем указано в стандарте.
Низкотемпературная вязкость определяет минимальную температуру, при которой динамическая вязкость не упадет ниже 150 000 сСп. Данный порог условно принят за тот минимум, при котором зимой валы и шестерни коробки гарантированно смогут вращаться в загустевшем масле. Чем числовое значение зимнего индекса меньше, тем при более низкой температуре жидкость сохранит достаточную для работы КПП вязкость.
Изображение взято с сайта https://www.wildberries.ru
Классификация по API
В соответствие с классификацией Американского института нефти (API) трансмиссионные масла подразделяются на 5 групп исходя из назначения, качества и эксплуатационных свойств.
Также данная система учитывает условия применения жидкостей, содержание в них противозадирных и противоизносных присадок.
Можно сказать, что именно класс по API определяет характер «поведения» масла в той или иной паре трения и его защитные свойства в целом.
Согласно API все трансмиссионные жидкости подразделяются на 6 классов – от GL-1 до GL-6. Первые два сегодня безнадежно устарели, и найти такие масла в продаже уже невозможно. Коротко рассмотрим оставшиеся 4.
Жидкости класса GL-3, которые имеют преимущественно минеральную основу, предназначены для работы в условиях средних нагрузок. Они содержат до 2,7% противозадирных присадок и подходят для большинства типов ненагруженных передач (кроме гипоидных).
GL-4 – более совершенные масла, обогащенные противозадирными присадками (до 4 %). Они могут применяться во всех типах зубчатых передач, работающих при средних и тяжелых нагрузках. Жидкости класса GL-4 подходят для гипоидных передач, синхронизированных и несинхронизированных КПП грузового и легкового транспорта, раздаточных коробок, ведущих мостов и других узлов трансмиссии.
Масла GL-5 создаются на высокоочищенной базе с добавлением до 6,5 % эффективных присадок. Они обладают увеличенным сроком службы и усиленными защитными свойствами, способны переносить высокие контактные нагрузки. Сфера применения этих жидкостей аналогична маслам GL-4, но с одной оговоркой: для синхронизированных коробок должно быть подтверждение автопроизводителя на допуск к использованию.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
Составы GL-6 предназначены для узлов трансмиссии с гипоидными передачами, в которых есть значительное смещение осей (нагрузка на пятна контакта повышена за счет увеличения относительного проскальзывания зубьев под высоким давлением).
В отдельную категорию выделены масла API MT-1. Они предназначены для КПП автобусов и тягачей, испытывающих экстремальные нагрузки и систематический перегрев. По составу присадок они наиболее близки к GL-5.
Смазочные материалы для автоматических трансмиссий (ATF)
Жидкости для автоматических коробок передач (АКПП) необходимо рассматривать отдельно. Они имеют собственную стандартизацию ATF. Чтобы выделить данные вещества из общей массы, их окрашивают в заметный цвет – чаще всего в красный. Смешивать масла для АКПП с другими жидкостями крайне не рекомендуется.
На сегодняшний день не существует общей международной классификации жидкостей для автоматических коробок передач. Ведущие автопроизводители выдвигают собственные требования к данным материалом. Наиболее известную спецификацию – DEXRON – разработала компания General Motors. Рядом с буквенным обозначением указывается римская цифра от I до IV. Чем больше цифра, тем шире сфера применения масла.
У автоконцерна Ford жидкости для «автоматов» маркируются обозначением Mercon.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
Особенности выбора трансмиссионных масел
При выборе смазочного материала для трансмиссии необходимо отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя.
Применение жидкости более низкой категории недопустимо, т. к. может привести к поломке коробки передач. Использование продукта более высокого класса, чем требуется, нецелесообразно – прежде всего, из экономических соображений.
В отсутствие специальных указаний следует придерживаться такого алгоритма:
- Для агрегатов, в которых нет гипоидных передач, можно применять смазочные материалы класса API GL-3
- Для редукторов с гипоидными вариантами зацепления необходимо использовать масла высшей категории API GL-5
- В общих случаях ведущие мосты легковых автомобилей требуют жидкостей пятой категории, а механические КПП – четвертой
Условия хранения трансмиссионной жидкости
Смазочные составы для КПП имеют свой срок хранения, в течение которого они гарантированно остаются пригодными к использованию. Обычно этот период составляет 3-5 лет. По истечении указанного времени присадки, содержащиеся в жидкостях, теряют свои свойства. Именно поэтому просроченные масло перестают отвечать необходимым требованиям.
Стоит отметить, что 3-5 лет – норма хранения трансмиссионной жидкости в невскрытой таре. Если емкость откупорена, этот срок может уменьшиться.
Для поддержания качества масла в открытой упаковке следует придерживаться ряда правил:
- Не допускать перепадов температур (оптимальный режим – не более +20 °С)
- Обеспечить хорошую проветриваемость в помещении и отсутствие прямых солнечных лучей
- Не переливать смазочный материал в другую тару, а хранить его в заводской канистре с плотно закрытой крышкой
- Не замораживать масло ни при каких обстоятельствах.
При соблюдении этих условий трансмиссионная жидкость будет храниться весь заявленный срок.
Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Однако специалисты не рекомендуют этого делать, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки, и при таком смешении их количество изменится. В результате масло уже не будет отвечать необходимым нормам. Кроме того, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Многие ошибочно считают, что изменение цвета «трансмиссионки» – признак ее непригодности. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако если внешние изменения коснулись не только цвета, но и консистенции жидкости (например, появился темный кристаллический осадок, мутность), то масло заливать уже нельзя.
Также стоит сказать, что хранение трансмиссионной жидкости в бочке и непосредственно в коробке передач – это две разные вещи. Во втором случае масло находится в постоянном контакте с окружающей средой. В результате оно окисляется, в системе появляются различные отложения.
В связи с этим, даже если вы залили жидкость в КПП нового автомобиля, это не означает, что менять его нужно будет только через 5 лет. В реальности все зависит от условий эксплуатации транспортного средства.
Специалисты рекомендуют обновлять трансмиссионное масло каждые 70 000 км пробега, а в сложных режимах работы коробки передач делать это еще чаще – каждые 25 000 км.