Многие владельцы автомобилей с автоматической коробкой передач задаются вопросом – нужно ли менять масло в АКПП и с какой периодичностью это делать.

В статье вы найдете ответы и рекомендации по самостоятельной замене трансмиссионной жидкости.

О необходимости замены масла в АКПП

Многие автопроизводители заявляют, что их трансмиссии не нуждаются в обслуживании, и масло, залитое в коробку на заводе, будет служить весь срок эксплуатации автомобиля. Однако следует иметь в виду, что в Европе и Америке этот срок составляет всего 3-5 лет (150 тыс. км пробега). У российских автовладельцев машины такого «возраста» считаются почти новыми.

«Необслуживаемость» АКПП обеспечивается за счет установки двух магнитов, которые собирают стружку. Конечно, это помогает увеличить срок службы масла, но не очищает его полностью. Именно поэтому автовладельцы, которые верят заявлениям производителей и не меняют трансмиссионную жидкость, сталкиваются с полным выходом коробки из строя.

Первые неисправности наблюдаются после 200 000 километров пробега. Ближе к 300 000 поломка АКПП почти гарантирована.


Поломка АКПП и ее ремонт


Своевременная замена масла продлевает срок службы автоматической коробки передач до полумиллиона километров.


Хоть в масло АКПП и не попадает так много отходов, как в моторное, все же его длительная эксплуатация имеет свои негативные последствия.

Последствия старения трансмиссионной жидкости

Жидкость для автоматической коробки передач (ATF), как и моторное масло, служит для смазывания и охлаждения деталей АКПП. Она препятствует коррозии элементов и замедляет их износ.

Еще одной очень значимой функцией ATF является участие в передаче крутящего момента. Именно этой важной ролью объясняются высокие требования к трансмиссионному маслу для коробки-автомата.

Например, вспенивание жидкости, которое в «механике» приводит только к усиленному износу деталей КПП, в «автомате» может вызвать отказ коробки. Высокая концентрация в масле металлической пыли и других продуктов трения приводит к снижению пропускной способности специального фильтра, которым оборудованы все автоматические трансмиссии. Это очень сильно нагружает масляной насос АКПП. В результате жидкость ATF начинает перегреваться, а ее смазочные свойства становятся менее стабильными.

Сильное загрязнение масла влечет за собой быстрый износ электромагнитных клапанов, регуляторов давления. Под воздействием металлических частиц происходят сбои в работе электронных компонентов АКПП (например, датчика измерения скорости).


На качество и ресурс трансмиссионного жидкости влияют многие факторы, среди которых:

  • Чрезмерно высокие нагрузки на АКПП
  • Плохие дорожные условия
  • Низкое качество топлива (для того, чтобы коленвал набрал нужные обороты, масло в коробке нагревается сильнее)
  • «Рваный» ритм езды (частое чередование ускорений и замедлений, «старт-стоп» в городских пробках)
  • Слишком низкие или высокие температуры воздуха (чрезмерно увеличивают или уменьшают вязкость ATF)
  • Быстрый старт с места (масло не успевает прогреться до рабочей температуры)
  • Пробуксовки на льду, в снегу, в песке и грязи (для таких ситуаций в автоматах предусмотрен зимний режим, при котором старт производится со второй передачи

Периодичность замены

Как уже было отмечено выше, срок службы масла в АКПП зависит от условий работы трансмиссии, «возраста» автомобиля, стиля его вождения, качества топлива.

Для относительно старых машин (2000 год выпуска и старше) средний интервал замены ATF составляет 60 тыс. километров, для более новых – около 80 тыс. километров.

Сложные условия эксплуатации АКПП уменьшают ресурс жидкости вдвое – до 30-40 тыс. километров. Резкие разгоны и внезапные торможения, неравномерная скорость езды, плохое дорожное покрытие, использование топлива сомнительного качество снижают срок службы ATF еще больше (каждый пункт – на 25 %).

Все вышесказанное относится к классическим гидротрансформаторным АКПП. Однако в народе «автоматами» называют не только их, но и любые другие устройства, которые не нужно переключать вручную – в том числе вариаторы и «роботы».

У них совершенно другая конструкция и другой режим эксплуатации, соответственно и требования к замене масла другие. Например, в вариаторах масло редко служит дольше 60 000 км – обычно это указывается в дилерском «мануале».

Как оценить качество масла?

Пригодность трансмиссионного масла для дальнейшего использования можно оценить визуально. Главные критерии качества – цвет жидкости, ее консистенция, а также запах.

Абсолютно свежее масло имеет розовый или малиновый цвет. Спустя время оно становится коричневым – это нормально. Однако если жидкость слишком темная, мутная, содержит вкрапления и имеет прогорклый запах – значит, она исчерпала свой ресурс и нуждается в немедленной замене.

Многое о состоянии коробки говорит наличие стружки на магнитах. Если время от времени ее не убирать, эффективность даже свежего масла резко снизится.


Грязное трансмиссионное масло в поддоне

Способы замены масла в коробке-автомате


Способ 1


Снимите поддон АКПП и слейте все его содержимое. Очистите поддон и магнит, продуйте сжатым воздухом. Замените фильтр и установите поддон на место, используя герметик или пробковую прокладку. Последнюю ни в коем случае не перетягивайте (момент затяжки должен быть около 5 Н/метр).

Разъедините шланг, который идет в АКПП из теплообменника (в радиаторе), установите прозрачную или резиновую трубку для слива отработанную ATF в тару.

Залейте около 3-4 литров свежей жидкости. Заведите двигатель и долейте еще ATF (1-2 бутылки). Начинайте переводить рычаг выбора позиций АКПП во все положения, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Это делается это для того, чтобы внутри гидроблока задействовалось как можно больше плунжеров, и новая жидкость равномерно распределилась.

Проходя через гидротрансформатор, свежее масло будет направляться в теплообменник и сливаться в тару. Наблюдайте за его внешним видом – как только увидите, что жидкость стала чистой, глушите двигатель и устанавливайте шланг на место.


Способ 2


Отработанное трансмиссионное масло удаляется через сливную пробку на коробке. Новая жидкость заливается в отверстие для щупа.

Недостатком этого способа является невозможность слить масло полностью и риск повредить прокладку. Для того, чтобы обновить весь объем жидкости, процедуру необходимо повторить несколько раз. При этом использовать нужно только фирменное масло – то, которое было залито и рекомендовано заводом-изготовителем.


Замена трансмиссионного масла через сливное отверстие


Способ 3


Данный способ требует специального оборудования, поэтому используется только на сервисных станциях. Через щуп для контроля уровня масла просовывается тонкий шланг, через который жидкость высасывается насосом.

Недостатком этого метода, как и предыдущего, является неполная смена масла. Дело в том, что шланг при опускании упирается в поддон не в самом низком месте. Кроме того, жидкость остается в гидротрансформаторе и радиаторе.

Преимущество такого способа – в отсутствии необходимости загонять автомобиль на смотровую яму и проводить какую-либо разборку.


Способ 4


Этим способом пользуются специалисты по ремонту автоматических коробок передач. Каждый «автомат» имеет контур охлаждения масла в радиаторе двигателя.

Шланг, ведущий от коробки к радиатору, отвинчивается, на его место вставляется аналогичный, но более длинный. Свободный конец шланга опускается в подходящую емкость. Двигатель заводится, и масло под действием насоса сливается. Затем силовой агрегат глушится.

Первая банка (4 л) масла заливается в АКПП через щуп с помощью воронки. Так как стадия промывочная, жидкость можно использовать самую дешевую. Двигатель заводится, масло сливается. Только на последних полулитрах будет заметно, что оно очистилось.

По окончании всех процедур шланг подсоединяется на место, заливается свежее масло хорошего качества. Его уровень контролируется по рискам на щупе. Двигатель заводится после заливки первых 3-х литров.


Таким образом производится самая полная замена масла и промывка гидротрансформатора. Дополнительно измеряется давление в положении N АКПП. По величине этого показателя можно судить о состоянии коробки передач.

Сколько жидкости следует заливать?

В зависимости от типа АКПП она может вмещать разное количество масла – от 4,2 до 15,5 литров. Следует иметь в виду, что при замене сливается не весь объем жидкости – часть остается в каналах системы. Кроме того, далеко не все коробки имеют сливные пробки. Даже для частичной смены масла в них необходимо снимать поддон.

Полностью масло можно заменить только за 2-3 подхода.