Замена масла в механической коробке передач (МКПП) – тема, которая вызывает массу вопросов, особенно у неопытных автовладельцев. Когда его менять и нужно ли вообще это делать? Существует ли какой-либо регламент на замену, ведь многие производители утверждают, что их коробка не требует обслуживания? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Для начала разберемся, какие функции выполняет масло в МКПП.

Роль масла в механической коробке передач

В автоматической коробке передач масло (специальная трансмиссионная жидкость) является рабочей средой для передачи крутящего момента.


В механике же масляного насоса нет, смазочная жидкость выполняет другие функции:

  • Смазывание шестерен на валах: при наличии масла они входят в зацепление более плавно и медленнее изнашиваются
  • Отвод стружки, мелких частиц металла и других продуктов износа от трущихся элементов
  • Защита деталей от коррозии и окисления
  • Отвод тепла: когда автомобиль двигается, температура масла в КПП составляет около +150 С, в точках соприкосновения шестерен она в 2 раза выше; масло омывает шестерни и немного их охлаждает

Даже небольшой объем масла в МКПП (около 2,5-3 литров) позволяет существенно продлить срок службы трансмиссии.


Конструкция механической коробки передач

О необходимости замены масла

О том, нужно ли периодически менять масло в МКПП, сложилось неоднозначное мнение. Обусловлено это заявлениями многих производителей о том, что масло в их коробке залито на весь срок службы автомобиля. Но что они подразумевают под этим «сроком службы»?

Официальных данных на этот счет нет, в технических характеристиках такой параметр не указан. По негласным европейским и американским стандартам автомобиль можно и даже нужно менять, если он в течение семи лет проходил по 35 тысяч километров в год. Однако для многих российских автовладельцев 7 лет и 245 тысяч километров пробега – это почти новая машина.


Существует ряд объективных причин, по которым масло в МКПП все же подлежит замене.


Во-первых, это износ шестерен. Через определенное время масло наполняется продуктами износа. При этом в «механике» не предусмотрен специальный фильтр для трансмиссионной жидкости, и все металлические частицы находятся в коробке постоянно.

Во-вторых, масло со временем теряет основную смазывающую функцию. Конечно, для этого необходим достаточно большой пробег (от 150 до 250 тысяч километров, в зависимости от стиля езды и качества автомобиля), однако рано или поздно оно потемнеет и будет включать большое количество примесей.


Грязное масло


В-третьих, при постоянно высоких температурах и трении масло, особенности старое, начинает вспениваться, лишается смазочных, защитных и теплоотводных свойств. В результате может произойти «задирание» главной передачи.

Для того, чтобы масло не вспенивалось, в него добавляют специальный пакет присадок. Однако со временем они теряют свои качества. Когда элементы трансмиссии значительно изнашиваются, коробка может издавать посторонние шумы. Особенно хорошо они слышны при переключении передач. При возникновении этого явления необходимо в срочном порядке разбирать МКПП, проверять состояние ее элементов и менять масло.

После проведения названных процедур коробка работает более мягко и плавно, производит меньше стуков и шумов.

Вопросы периодичности замены масла в МКПП и его порядке заслуживают отдельного внимания.

Классификация трансмиссионных масел


Существуют следующие типы масел для механической коробки передач:

  • Минеральные – подходят для КПП с низкими оборотами; такие жидкости быстро теряют свои свойства, поэтому чаще подлежат замене (каждые 30-40 тыс. км. пробега)
  • Полусинтетические – подходят для КПП с высокими оборотами; эти жидкости содержат присадки для улучшения химических и антикоррозийных свойств; рекомендуемый интервал их замены – 40-50 тыс. км. пробега
  • Синтетические – наиболее дорогой вид масел с большим количеством качественных присадок; применяются, в основном, в АКПП; рекомендуемый интервал замены в МКПП – 60-80 тыс. км пробега

Тип основы трансмиссионной жидкости на упаковке отображен маркировкой API. Она имеет пять классификационных групп: от 1 до 5. Обозначаются они еще и буквами GL.

Как проверить уровень жидкости в МКПП?

Каждые 10-15 тысяч км пробега рекомендуется проверять уровень масла в МКПП, так как его нехватка может вызвать выход коробки передач из строя.

Способ проверки зависит от марки автомобиля. Проще всего, если имеется щуп. Если же его нет, нужно открутить пробку маслозаливной горловины (она находится сбоку коробки) и посмотреть, где находится масло – оно должно быть на уровне нижней резьбы контрольного отверстия.


Проверка уровня масла в МКПП


Если жидкости не видно, следует обязательно восполнить недостающее количество, воспользовавшись шприцом. Масло должно начать вытекать из отверстия. Картер после этого насухо вытирается.

Чтобы оценить состояние смазочной жидкости, необходимо открутить пробку в поддоне и слить немного масла. Чем оно темнее и гуще, тем хуже.

Периодичность замены

Данные о сроке службы трансмиссионного масла и пробеге, через который его следует менять, стоит смотреть в техдокументации, прилагаемой к вашему автомобилю.


В некоторых случаях такая информация может отсутствовать, поэтому существуют усредненные цифры. Обычно это 100 000 километров пробега или 7 лет эксплуатации машины (в зависимости от того, что наступит раньше).


Однако с учетом условий эксплуатации автомобилей в России, а также стиля вождения многих автовладельцев эту цифру нужно уменьшить на 30-40 %. В переднеприводных бюджетных автомобилях используется преимущественно полусинтетическое масло, а его следует менять с еще меньшим интервалом – через каждые 45-50 тысяч км. В старых заднеприводных машинах залиты, в основном, минеральные масла – для них срок замены составляет 35 000-40 000 км.

Как проводится процедура?

Непосредственно перед сливом масла, чтобы оно разогрелось и проще сливалось, следует немного обкатать автомобиль (около десяти километров будет достаточно).

Однако приступать к замене сразу же после остановки не рекомендуется во избежание ожогов от горячей жидкости. Дайте ей остыть несколько минут.

Общий алгоритм замены масла следующий.

Загоните автомобиль на яму и зафиксируйте колеса «башмаками». Открутите пробку маслозаливной горловины, чтобы избежать разрежения воздуха, которое будет мешать сливу. Заодно проверьте уплотнительное кольцо – возможно, его придется заменить.

Открутите сливную пробку, заранее подставив под нее емкость. Когда масло полностью стечет, закрутите пробку.


Слив масла из МКПП


При помощи шприца залейте свежую трансмиссионную жидкость до нижней кромки маслозаливной горловины (лучше немного недолить, чтобы избежать масляных подтеков), затем плотно закрутите крышку.