Трансмиссионное масло ТМ 5 – одна из наиболее популярных марок жидкостей, представленных на рынке смазочных материалов. Она одинаково хорошо работает как в отечественных автомобилях, так и в иномарках. Хорошие рабочие характеристики и соответствие международным стандартам качества позволяют маслу выдерживать конкуренцию даже с продукцией именитых брендов.
Что такое ТМ-5-18?
Как и в случае с любым другим маслом перед применением нужно понять, что означает маркировка. Трансмиссионное масло может обозначаться как ТМ-5 или ТМ-5-18. С ТМ все просто – аббревиатура расшифровывается как трансмиссионное масло.
Цифра 5 обозначает принадлежность масла к группе по техническим характеристикам. По ГОСТу различается 5 групп от ТМ-1 до ТМ-5, которые соответствуют зарубежному стандарту API GL. Каждая группа обладает определенными характеристиками и отвечает определенным требованиям. Таким образом масло ТМ 5 18 эквивалентно маслу API GL-5.
Масла группы ТМ-5 применяются в тяжелонагруженных передачах. Сюда относятся гипоидные передачи, которые работают при высоких скоростях и малых крутящих моментах. В этих маслах содержится большое количество серо-фосфорной присадки.
Цифра 18 обозначает класс вязкости жидкости. При 100 °C она составляет не менее 17,3 мм2/с.
Помимо маркировки ТМ-5-18 у масел есть другое обозначение – ТАД-17. Эта маркировка применялась в СССР. Полное обозначение жидкости было следующим: ТМ-5-18 (ТАД-17) (ГОСТ 23652-79). В ТАД-17 буква "Т" обозначает принадлежность к трансмиссионным смазкам. "Д" говорит о том, что в составе жидкости содержится дистиллятное масло. Цифра 17 показывает вязкость материала при 100 °C. Буква "И" – в составе масла содержится многофункциональная добавка.
Характеристики масла
Масло ТМ5 18, как и другие жидкости категории ТМ, изготавливается по ГОСТу на основе минерального масла. Для того, чтобы материал приобрел определенные свойства, в его состав дополняют специальными присадками и компоненты.
Масло ТМ-5 обладает следующими характеристиками:
- Не пенится и не закипает при температурах до +200 °C
- Имеет высокую термоокислительную стабильность
- Соответствует стандартам OEM
- Снижает расход топлива
- Надежно защищает от коррозии
- Эффективно отводит тепло от узлов
- Образует защитную пленку, которая препятствует контакту продуктов износа с рабочими поверхностями
- Предотвращает образование задиров
По вязкости жидкости ТМ-5 могут быть 75W-90, 80W-90 и 85W-90 и т.д. Масла 75W работают до -40 °C, 80W – до -26 °C, 85W – до -12 °C. Верхняя граница рабочих температур у всех масел составляет +45 °C.
Область применения
Основное назначение масла ТМ-5 – механические коробки передач. В автоматических трансмиссиях данную жидкость применять не рекомендуется.
Благодаря своей доступности и низкой стоимости масло достаточно широко распространено. Его можно найти практически в любом населенном пункте страны.
Жидкость применяется в заднеприводных легковых автомобилях, грузовых автомобилях, сельскохозяйственной технике, строительных машинах, тяжеловесных транспортных средствах, отечественных автомобилях.
Благодаря универсальности и многофункциональности масло ТМ-5 обеспечивает работоспособность элементов трансмиссии в самых различных условиях. Оно всесезонное, поэтому отлично подходит для климатических условий средней полосы России. В северных и южных широтах лучше отдать предпочтение сезонным жидкостям.
Чем отличается ТМ-5 от ТМ-4?
Масла ТМ-4 и ТМ-5 схожи по своим свойствам, но различаются по назначению. Например, характеристики жидкости ТМ-4 80W-90 во многом похожи на ТМ-5. Они работают в одинаковом диапазоне температур и имеют одинаковую вязкость.
Оба масла изготовлены на основе минерального масла. Эти материалы эффективно противостоят образованию задиров, имеют высокую окислительную и термическую стабильность, устойчивы к вспениванию.
Учитывая все это многие автолюбители не видят разницы между маслами ТМ-4 и ТМ-5.
Тем не менее между жидкостями есть существенные различия. ТМ-5 подходит под стандарты GL-5, а ТМ-4 отвечает требованиям GL-4. Согласно этим спецификациям у них разное количество серо-фосфорной присадки. В ТМ-4 их содержится 4 %, а в ТМ-5 – 6,5 %.
Масла ТМ-5 нельзя использовать в КПП, где есть элементы, выполненные из цветных металлов, в частности к ним относятся синхронизаторы. Все дело в том, что серо-фосфорная присадка образует защитный слой, который по прочности превышает прочность цветного металла. Поэтому в процессе эксплуатации такая защита лишь разрушит синхронизатор, и его потребуется заменить.
Для коробок передач, в которых используются цветные металлы, нужно использовать масла категории ТМ-4.
Как отличить подделку?
Одно из наиболее распространенных масел ТМ-5-18 выпускает компания "ЛУКОЙЛ". Ввиду того, что трансмиссионная жидкость этой компании достаточно популярна, она часто становится объектом подделки. Поэтому производитель защищает свою продукцию через специальные обозначения, маркировку и уникальную форму тары.
При покупке масла ТМ-5 ЛУКОЙЛ следует обращать внимание на следующие признаки:
- Фольга на горловине
- Алюминиевая термосвариваемая вставка на крышке и гарантийное кольцо
- Крышка двухкомпонентная: полиэтиленовый колпачок со внутренней резьбой и вкладки из специального пластика
- Информация по году и месяцу изготовления, номеру пресс-формы выдувной машины, материалу, из которого изготовлена канистра
- Экологическая маркировка: знак вторичной переработки тары и призыв к охране окружающей среды
- Лазерная маркировка вплавляемых этикеток и комбинированный товарный знак
Особенности тары из первых трех пунктов защищают фирменные канистры от повторного использования.
Также нужно обращать внимание на стенки канистры. Они трехслойные и их легко различить после открытия емкости. Такая структура позволяет сохранять масло при транспортировке и хранении, а также является дополнительной защитой от подделки. На некачественном оборудовании в кустарных условиях подобную тару не воспроизвести.