Первоначально в "автоматах" использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было крайне низким.


В 1949 г. компания General Motors разработала специальную жидкость для автоматических трансмиссий – ATF-А, которая применялась во всех АКП, выпускаемых в мире.

В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате переработки китов.


В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах.


В конце 1967 года General Motors ввели новую спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV. Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к жидкостям для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора.

Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4 (Allison – отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.

Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F).

В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 1980-х годах – спецификацию Mercon. Жидкости для автоматических трансмиссий, соответствующие спецификации Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними.


Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford – разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford – скорость их переключения).

Таблица. Спецификация ATF

GENERAL MOTORS
Год введения Наименование спецификации
1949 Type A
1957 Type A Suffix A (ATF TASA)
1967 Dexron В
1973 Dexron II C
1981 Dexron II D
1991 Dexron II E
1994 Dexron III
1999 Dexron IV

FORD

Год введения Наименование спецификации
1959 M2C33 - B
1961 M2C33 - D
1967 M2C33 - F (Type - F)
1972 SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G)
1975 SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ)
1987 EAPM - 2C166 - H (Type - H)
1987 Mercon (дополнена в 1993)   
1998 Mercon V 


Жидкости устаревших спецификаций до сих пор используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для механических коробок передач.

В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы трансмиссионные масла, отвечающие требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы.


Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например, Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующие спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF-A. Обратная замена масел не допустима.