ЛАДА Калина входит в 10-ку самых популярных автомобилей России. Это обусловлено достаточно неплохим качеством транспортного средства, его ремонтопригодностью, наличием большого количества комплектаций и доступной ценой. Одним из агрегатов данной модели, который вызывает определенные вопросы у автомобилистов, является коробка передач.


В данной статье рассмотрим, какие виды КПП устанавливались, как их обслуживать и какое масло в коробку ЛАДА Калина нужно заливать.

Виды КПП на ЛАДА Калина

ЛАДА Калина первого поколения

На первое поколение автомобиля ЛАДА Калина устанавливалась механическая коробка ВАЗ-1118. Это пятиступечнатый двухвальный агрегат, который объединен дифференциалом и основной передачей. Он производился с 2004 по 2013 год и устанавливался только на эту модель автомобиля. Данная КПП не отличалась высокой надежностью. Владельцы часто жаловались на вой, дребезжание рычага, нечеткие переключения, подтекания масла из сальников, а также на низкий ресурс подшипников синхронизаторов и шестерней.


Начиная со второго поколения автомобили ЛАДА Калина получили сразу 3 новых трансмиссии: МКПП, АКПП и роботизированную коробку (АМТ).


Механическая КПП получила название ВАЗ-2181. Данная коробка оснащена тросовым приводом, благодаря которому переключение передать стали более четкими, а также практически исчезли посторонние вибрации и шумы. Новая МКПП получила защиту от случайного включения задней передачи и, в целом, стала гораздо надежнее.

Автоматическую коробку переключения передач автомобиль получил от NISSAN. Это достаточно простой и неприхотливый агрегат фирмы JATCO, который был представлен в 2010 году. Данная АКПП способна выхаживать более 500 000 км, достаточно лишь ее бережно эксплуатировать и своевременно менять масло.

Роботизированная коробка (АМТ) – это механическая КПП ВАЗ-2181, где вместо тросового привода используются актуаторы фирмы ZF. Данный агрегат выпускается с 2014 года и является первой отечественной автоматической трансмиссией, выпущенной АвтоВАЗом. АМТ получилась неоднозначной: с одной стороны в ней присутствуют все плюсы механики, но с другой – неудобство при вождении, а именно рывки и толчки при движении по пробкам и в гору. С выходом АМТ 2.0 большинство из проблем были решены.

Какое масло использовать?

Какое масло заливать в коробку ЛАДА Калина? Тут, как говорится, на вкус и цвет. С завода трансмиссионное масло для Калины идет притирочное минеральное. Оно не обладает достаточными эксплуатационными свойствами, поэтому такую жидкость желательно заменить на качественную синтетику и полусинтетику.


В механические и роботизированные коробки передач подходят следующие масла:

  • THK Trans KP 75W-90 GL4
  • Shell SPIRAX S5 ATE 75W-90 GL-4/5
  • G-BOX Expert 80W-85 GL-4
  • Gazpromfeft 80W-90 GL-4
  • ZIC G-EP 80W-90
  • Liqui Moly HYPOID GETRIEBEOL 75W-90
  • Прочие трансмиссионные жидкости со схожими характеристиками

Самое главное, чтобы выбранное масло соответствовало эксплуатационной группе GL-4 или GL-4/5. Материалы GL-5 в трансмиссии ЛАДА Калина не рекомендуется использовать. Это связано с тем, что некоторые детали коробки изготовлены из мягких металлов.


Для автоматической коробки JATCO следует применять масла, прописанные производителем АКПП: Nissan ATF Matic-S или Genuine EJ-1 ATF.


Как заменить трансмиссионное масло?

Перед заменой масло в коробке передач ЛАДА Калина следует подготовить инструмент: отвертки, набор гаечных ключей, емкости для сбора отработанного масла, воронку со шлангом диаметром 2 мм, трансмиссионную жидкость.


Замена в механической и роботизированной КПП


МКПП и АМТ представляют собой одну и ту же модель коробки – ВАЗ-2181. Разница между ними в механизме переключения (тросовый привод или актуаторы). Поэтому замена масла в коробке передач ЛАДА Калина производится одинаково.

Сначала следует прогреть масло в МКПП. Делается это путем небольшой поездки на 5-10 километров. Затем заезжаем на яму или эстакаду, глушим ДВС. После этого открываем капот и демонтируем корпус воздушного фильтра. Находим и извлекаем щуп картера коробки передач. Для этого нужно просунуть руку между патрубком инжектора и АКБ.

Далее лезем под автомобиль и демонтируем защиту картера коробки, откручиваем сливную пробку ключом на 17 и собираем отработку в подготовленную емкость. Слив масла займет около 20-40 минут. Закручиваем пробку обратно попутно заменив уплотнительную прокладку.

После этого в отверстие, где располагается щуп КПП вставляем заранее подготовленную воронку со шлангом и начинаем заливать свежее масло. Для механической коробки требуется 3,1 литра, для робота – 2,2 литра. После замены проверяем щупом уровень.

Запускаем двигатель и поочередно включаем все передачи по порядку: от первой к задней. Удобней всего это делать во время поездки. Снова проверяем уровень масла и доливаем при необходимости. Устанавливаем на штатные места корпус воздушного фильтра ДВС.


Замена в автоматической КПП


Замена масла в автоматической коробке ЛАДА Калина происходит следующим образом. Прогреваем масло в КПП путем небольшой поездки и заезжаем на эстакаду или яму. Селектор коробки переводим в нейтральное положение.

Слив масла с АКПП
Далее снимаем корпус воздушного фильтра, гофру и АКБ. Лезем под машину и откручиваем ключом на 19 сливную пробку на поддоне, сливаем масло. Затем снимаем переливную пробку (расположена под сливной) и сливаем отработку. Рекомендуется также снять поддон АКПП и очистить его. Для демонтажа понадобится ключ на 10.

После слива масла устанавливаем поддон на место и закручиваем переливную и сливную пробки. Затем находим заливное отверстие щупа – он расположен рядом с блоком двигателя под тем местом, где проходит гофра воздушного фильтра. Вынимаем щуп КПП и при помощи воронки со шлангом заливаем свежее масло. Его объем должен быть таким же, как и тот, что слили.


Затем запускаем двигатель и переводим селектор коробки по всем передачам. На каждом положении рычаг следует удерживать несколько секунд. Проверяем уровень масла при помощи щупа – он должен находиться между отметками MIN и MAX. При необходимости доливаем жидкость.