В процессе интенсивной эксплуатации гидроусилителя руля (ГУР) может выйти из строя. Одним из признаков неисправности ГУРа является вспенивание масла внутри его полостей. Не все автомобилисты уделяют этому достаточно внимания, но это крайне неправильно. Такая поломка может привести к серьезным негативным последствиям.
Рассмотрим основные причины вспенивания гидравлической жидкости и назовем методы решения этой проблемы. Но для начала рассмотрим устройство и принцип действия гидроусилителя руля.
Устройство и принцип действия гидроусилителя руля
Гидравлический рулевой усилитель используется для того, чтобы минимизировать усилия, прилагаемые водителем к рулевому колесу при совершении маневра. Некоторые автопроизводители вместо гидравлических устанавливают электрические усилители, но пока они не столь популярны.
Принцип действия ГУРа предполагает воздействие на механизмы, регулирующие подачу рабочей жидкости к правой либо левой зоне гидроцилиндра. Параллельно усилие оказывается на распределитель, а затем посредством вспомогательных приспособлений – на колеса.
Благодаря формированию разных значений давления в левой или в правой зоне узла осуществляется поворот колес. Когда водитель перестает вращать руль, давление в полостях выравнивается, и система приходит в нейтральное положение.
Устройство гидроусилителя представлено на схеме ниже.
В процессе эксплуатации автомобиля, оснащенного ГУРом, рекомендуется придерживаться определенных правил:
- Обращать внимание на уровень жидкости в ГУРе: это удобно делать через расширительный бачок, который тарирован рисками с указанием минимального и максимального уровня
- Доливать только те масла, которые рекомендованы автопроизводителем (желательно выбирать ту же марку, что была залита первоначально)
- Покупать жидкость для гидроусилителя в проверенных автомагазинах, где риск приобретения некачественных товаров невелик
- Не допускать перегрева рабочей жидкости
- Следить за степенью натяжения приводного ремня
В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны сроки замены всех технических жидкостей. Их необходимо неукоснительно соблюдать.
Причины образования пены в ГУРе
Одна из самых частых неполадок в гидроусилителе – повышенное пенообразование. Доводить жидкость до такого состояния нежелательно.
Не все автомобилисты знают, почему масло в ГУРе начинает пениться. Основных причин три:
- Попадание посторонней жидкости в полость ГУРа
- Проникновение внутрь воздуха
- Появление в гидравлической системе примесей и грязи
Чаще всего в гидроусилитель попадает воздух. Он проникает из-за разгерметизации отдельных элементов, например, стыков соединительных шлангов. Аналогичные неприятности случаются с патрубками. Если на расширительном бачке отсутствует крышка, то внутрь может попадать не только воздух, но и посторонняя жидкость.
Все это отрицательно сказывается на общей управляемости автомобилем. Воздушные пробки существенно затрудняют поворот рулевого колеса.
Вспененная жидкость внутри гидроусилителя способна спровоцировать непроизвольную блокировку рулевой рейки, а это повышает риск возникновения аварийной ситуации на дороге.
Чтобы не засорять гидроусилитель и не допускать вспенивания масла в нем, необходимо контролировать фильтр и следить за герметичностью системы путем регулярного осмотра подкапотного пространства.
Решение проблемы
Избавиться от воздуха в гидравлической системе, а следовательно, предупредить вспенивание масла, можно одним из нижеприведенных способов.
В первом случае потребуется завести двигатель и дать ему поработать вхолостую около 5 минут. Затем руль поочередно выворачивается влево и вправо до упора с удержанием в таких положениях в течение 15-20 секунд. Для устранения воздушных пузырьков действия повторяются 4-5 раз.
Другой метод подразумевает следующее. Подводящий шланг бачка ГУР откидывается и опускается в емкость для сбора жидкости. Образовавшееся отверстие закупоривается герметичной пробкой, после чего машина заводится, а руль вращается вправо и влево на максимум. Повороты делаются несколько раз, чтобы жидкость не попадала в тару для сбора, а переливалась непосредственно в бак. Продолжать нужно до тех пор, пока выйдет весь воздух.
Обязательной операцией при вспенивании масла в ГУРе является замена фильтра.
Для этого потребуется открыть пробку и извлечь шприцом имеющуюся там жидкость. После этого вынимается старый картридж с фильтром, а вместо него устанавливается новый.
Избавиться от проблемы вспенивания помогает также прочистка штуцера. Для этого автомобиль приподнимается на домкрате, снимается колесо. С каждого штуцера удаляются колпачки. Последовательно подсоединяется шланг и сливается масло. Чтобы уровень жидкости не терялся, ее обязательно доливают через бачок. Прокачка системы производится путем поворотов руля в разные стороны.