При покупке автомобиля с автоматической трансмиссией такие процедуры как переключение скоростей, определение уровня нагрузки на двигатель, регулирование скорости движения автомобиля становятся неактуальными, поскольку АКПП не требует систематического использования рычага переключения скоростей.


Автоматическая трансмиссия, в отличие от механической, позволяет регулировать скорость движения автоматически – в зависимости от нагрузки, с которой работает двигатель, скорости движения автомобиля и просто желания водителя.

Российские автолюбители относятся к автомобилям с автоматическими коробками передач с некоторой настороженностью, однако это не мешает им становиться все более популярными. В США, Канаде и Японии уже более 90 % легковых автомобилей оборудованы АКПП, в России также наметилась тенденция к увеличению объема продаж автомобилей с автоматическими трансмиссиями. Большинство неисправностей АКПП, по мнению автомехаников, вызваны нарушением правил ее эксплуатации и несвоевременным техническим обслуживанием.

Таблица 1. Плюсы и минусы АКПП

Плюсы Минусы
Повышенная комфортность вождения, более мягкие условия эксплуатации как для двигателя, так и для ходовой части в целом

Автоматическое переключение скоростей при наборе автомобилем необходимых оборотов, а не по усмотрению водителя

Защита двигателя и автомобиля в целом от случайных перегрузок
КПД "автомата" на 2-5 % ниже, чем у механической коробки передач, поэтому некоторое количество энергии, выработанной двигателем, расходуется на преодоление внутреннего трения и нагрев трансмиссионного масла, обладающего немалой вязкостью; кроме того, определенную часть энергии забирает насос, создающий рабочее давление в коробке

Автомобиль с АКПП нельзя завести "с толкача", так как нет жесткой связи между двигателем и трансмиссией, пока не запущен двигатель


Все типы коробок передач при правильной эксплуатации и регулярном квалифицированном техническом осмотре способны безотказно работать более 200000 км пробега автомобиля.

Практика показывает, что при своевременном обслуживании АКПП превосходят по своей долговечности сам автомобиль. Цена автоматической коробки передач гораздо выше механической, так как ее изготовление является более сложным процессом. Однако "механика" требует больше затрат, чем "автоматика", при эксплуатации автомобиля. Многие автолюбители предпочитают только механические коробки передач, мотивируя свой выбор легкостью ремонта и возможностью более "агрессивного" стиля вождения автомобиля.

Жидкости, применяемые для автоматических коробок передач, обладают особыми защитными свойствами и обязательно содержат антикоррозийные, загущающие и противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнительных материалов, антипенные и антиокислительные агенты, а также красители для идентификации специальных жидкостей (наиболее употребляемый – красный).

Последние модели автомобилей с АКПП обладают повышенными скоростными характеристиками и более плавными переключением скоростей, поэтому предъявляют более жесткие требования к фрикционным свойствам жидкостей.


Специально для АКПП последнего поколения компания Texaco разработала высококачественное трансмиссионное масло Texamatic 7045E, предназначенное для автоматических трансмиссий современных легковых и грузовых автомобилей, а также внедорожной техники, требующих применения жидкостей класса Dexron III.

Масло Texamatic 7045E имеет красный цвет, приготовлено на базе высокоочищенного минерального масла и специальной комбинации присадок.


Эксплуатационные характеристики Texamatic 7045E:

  • Длительное сохранение трибологических характеристик
  • Термоокислительная стабильность
  • Защита от коррозии
  • Антипенные свойства
  • Совместимость с эластомерами и деталями из пластика

Кроме того, высокий индекс вязкости обеспечивает отличную низкотемпературную текучесть масла и сохранение необходимой вязкости при высоких рабочих температурах. Жидкость содержит модификаторы трения для обеспечения мягкой работы блокирующихся муфт.

Современный автомобильный рынок предлагает покупателям автоматические трансмиссии в двух исполнениях, отличающихся только системой управления и системой, контролирующей работу трансмиссии. АКПП первого типа представляет собой специальное гидравлическое устройство, которое берет на себя обязанности по управлению и контролю. В коробке передач второго типа функцию управления и контроля выполняет специальный электронный блок. В остальном отличий между двумя автоматическими коробками передач нет.

Друг от друга отличаются также АКПП, установленные на переднеприводных и заднеприводных автомобилях. Различия заключаются, в основном, в компоновке и принципе действия трансмиссии. Например, автоматическая коробка передач переднеприводного автомобиля имеет меньший размер, она оборудована отделением для главной передачи – дифференциала. Однако несмотря на структурные различия трансмиссии разных автомобилей имеют практически идентичные функции, главная из которых состоит в обеспечении стабильности движения. Для выполнения этой обязанности автоматические трансмиссии комплектуются специальными механизмами и электронными устройствами.

Таблица 2. Основные детали АКПП

Механизм, отвечающий за выбор режима движения
Рычаг, размещенный в автомобиле по правую руку водителя. С его помощью водитель может выбирать направление движения автомобиля: вперед/назад, работа в режиме «парковка» или «нейтраль».

Движение вперед может осуществляться в трех режимах:

  • На пониженных оборотах (обозначается «L» или «1»)
  • При средних оборотах (обозначается «S», «2» или знаком «*»
  • В нормальном режиме (обозначается «D» или «D-3»)

Все эти обозначения наносятся на рукоятку управления автоматической трансмиссией
Гидротрансформатор
Исполняет обязанности сцепления. Устанавливается в специальный кожух, расположенный между двигателем и автоматической трансмиссией, заполняется трансмиссионным маслом и в процессе движения автомобиля испытывает достаточно большие нагрузки.

Помимо передачи крутящего момента и запуска в работу масляного насоса, который расположен в коробке трансмиссии, этот узел способен поглощать и сглаживать колебания, возникающие при работе двигателя.

С помощью масляного насоса создается и поддерживается давление в системах управления и контроля, без которых работоспособность всей системы может быть нарушена
Блок, управляющий работой трансмиссии Специальные планетарные механизмы, обеспечивающие стабильный коэффициент передаточного числа
Блок контроля Включает системы контроля работы всех вышеперечисленных устройств. Управление происходит через трансмиссионную жидкость и специальные гидравлические сигналы, которые формируются в этих системах