Период службы трансмиссионного масла, в первую очередь, зависит от его состояния, т.е. чистоты.
При работе коробки передач в жидкость попадают продукты износа ее деталей. В масле накапливаются металлическая стружка и фрикционная пыль, к ним присоединяется нагар от фрикционов и другие загрязнения.
В результате масло теряет изначальную вязкость и способность полноценно передавать крутящий момент гидротрансформатора. Несвоевременная замена жидкости приводит к перегреву трансмиссии и нарушениям ее функций.
Если после замены масла в АКПП появились толчки, необходимо обязательно выяснить причину этой проблемы. В противном случае велик риск ее поломки и дорогостоящего ремонта.
Причины появления толчков в АКПП после замены масла
Ресурс АКПП составляет 100-150 тыс. км. При этом условия ее эксплуатации должны быть приближены к идеальным:
- Рабочая температура – +75… +90 °C
- Движение автомобиля плавное, без резких стартов и торможений
- Машина не буксирует прицепы
- Водитель регулярно обслуживает свое транспортное средство
Однако реальные условия вождения далеки от расчетных. Пробки, жара, короткие поездки в городе увеличивают нагрузку на узлы трансмиссии. Детали АКПП быстрее изнашиваются и при агрессивной езде по трассе.
После замены трансмиссионного масла в «автомате» передачи должны переключаться плавно и бесшумно. Толчки и рывки при перемещении селектора свидетельствуют о следующих проблемах.
Недостаточный прогрев трансмиссионной жидкости
Жидкости для АКПП (ATF) производятся на минеральной или синтетической основе с добавлением пакета присадок. Химические добавки улучшают свойства масла: стабилизируют вязкость, повышают смазывающую способность, теплопроводность и т.д.
Разные компоненты взаимодействуют между собой при определенных условиях. Одним из основных является температуре. Норма для ATF – +75… +90 °С. Охлаждаясь, жидкость загустевает.
Если на улице мороз, а автомобиль перед началом движения не был прогрет, двигатель и трансмиссия испытывают высокую нагрузку. При этом даже со свежезалитой жидкостью АКПП может начать пробуксовывать.
Когда гидротрансформатор пытается передать момент колесам, но ATF еще не достигла рабочей температуры, масляный насос продавливает густой поток к механизму передач. Давление в системе при этом слишком низкое, фрикционы проскальзывают. Отсюда появляются толчки.
Избежать этой проблемы просто: зимой необходимо прогревать АКПП до рабочей температуры перед каждой поездкой. Если на улице меньше -10 °С, двигатель выдерживают на холостых оборотах не менее 10 минут. Затем меняют положение селектора с задержкой по 10 секунд в каждом – это позволяет «разогнать» масло. Первые 15 минут движения скорость удерживают в пределах 40 км/ч. За это время ATF совершает несколько полных циклов и полностью прогревается, поэтому толчков не возникает.
Низкий уровень масла в АКПП
Если масла в коробке меньше, чем нужно, падает давление в гидротрансформаторе, снижается КПД крутящего момента. Передачи при этом начинают включаться с рывками и толчками. ATF быстро загрязняется и стареет, не справляется со своими задачами.
При экстремально низком давлении «умный» модуль может заблокировать переключение передач. Именно поэтому во время замены трансмиссионного масла его количество проверяют до и после процедуры. Контроль проводят «на горячую» с помощью щупа: уровень жидкости должен находиться в границах метки «HOT».
Долив ATF до нормы позволяет устранить толчки при работе АКПП.
Износ масляного насоса
Заметные толчки после замены масла в автоматической коробке передач, медленный разгон автомобиля, «вой» из-под капота – признаки недостаточной смазки деталей трансмиссии, за которую отвечает масляный насос.
Чаще всего он выходит из строя по причине использования некачественной или слишком вязкой жидкости, которая затрудняют работу трансмиссии. Именно поэтому, меняя ATF, необходимо придерживаться рекомендаций производителя. Смешивать разные типы масел крайне не рекомендуется – эффект непредсказуем.
Интенсивный износ гидронасоса происходит также при чрезмерных нагрузках на «автомат». Масло быстрее стареет, загрязняется, забивает маслоприемник и фильтры.
Устранить толчки можно только после разбора насоса, его осмотра и промывки.
Засорение каналов гидросистемы
Источником появления толчков могут стать забитые шлаком каналы. Если при замене масла поддон не промыли, а фильтры и расходники не заменили, то мощный поток свежей жидкости поднимет взвесь грязи и распространит ее по всем узлам.
Чтобы толчки прекратились, необходимо разобрать АКПП и прочистить каналы гидросистемы.
Потеря герметичности гидросистемы
«Пинки» прогретого автомата могут быть вызваны внезапным падением давления в системе. Исключив внешние повреждения конструкции, нужно проверить сальники, а также уплотнительные кольца гидротрансформатора и масляного насоса.
Сальники изготавливают из тефлона и пластика. В идеальных условиях они способны сохранять свои свойства в течение 200 тыс. км пробега. Но под воздействием высоких нагрузок и химических веществ уплотнители дубеют и теряют герметичность, начиная протекать. В этом случае переключение передач происходит с толчками.
Чтобы поменять сальники, необходимо открутить АКПП и демонтировать гидротрансформатор. Элементы снимаются с помощью инструмента для стопорных колец и заменяются новыми.
Загрязнение фильтра АКПП
Забитый фильтр не способен пропускать ATF с должной интенсивностью. В результате на фрикционы не поступает достаточного давления, и передачи переключаются рывками.
Внешний масляный фильтр коробки изготовлен из мелкой металлической сетки, которую легко промыть. Однако встречаются конструкции с двухслойным фетром – их можно только поменять. Чтобы фетровые фильтры накапливали меньше грязи, следует чаще менять масло.
Залипание соленоидов
Причиной появления толчков при переключении конкретной передачи может стать подклинивание соленоида. Гидроблок подает управляющее напряжение на электроклапан. Шток соленоида выдвигается, открывая проход для подачи давления к поршню фрикциона.
Если канал соленоида забит частицами износа, шток начинает залипать. Пластиковый корпус электроклапана при этом перегревается и плавится. В результате проход к фрикционам закрывается, и передача вообще перестает включаться.
Чтобы устранить толчки и вернуть нормальную работоспособность коробки, соленоиды прочищают или устанавливают новые.
Износ фрикционных дисков
Если масло в АКПП менялось с опозданием, или автомобиль к тому времени накопил большой пробег, толчки при переключении передач могут быть следствием износа фрикционов. При недостаточном давлении они не сжимаются, диски проскальзывают, истираются и обгорают.
Когда передачи перестают включаться или автомобиль при давлении на газ практически не ускоряется, пора менять пакет фрикционов.
Проблемы с электроникой
В адаптивной автоматической коробке передач после замены масла часто появляются ощутимые толчки. Это связано с изменением вязкости новой жидкости. Для возвращения к плавному ходу нужно сбросить адаптацию и «обучить» автомобиль заново.