Проверка уровня масла в автоматической коробке передач – процедура несложная. Ее вполне можно выполнить в гаражных условиях или на ровной площадке. Главное – соблюдать базовые рекомендации и учитывать характерные особенности модели автомобиля.
О том, как правильно проверять уровень масла в АКПП, читайте далее в статье.
Как определить уровень масла в коробке-автомате?
В большинстве автомобилей уровень масла в АКПП проверяется при работающем двигателе и рычаге, установленном в положение «P» («паркинг»).
Общие правила следующие.
Первое, что необходимо – это найти щуп для проверки масла. Сделать это просто – в подавляющем большинстве случаев он имеет головку красного цвета и находится рядом со щупом двигателя. От последнего щуп АКПП отличается не только цветом, но и формой головки или (на некоторых моделях) наличием фиксирующей защелки.
Если щуп найти не удалось, нужно обратиться к инструкции или поискать фото подкапотного пространства в интернете. Отсутствие упоминаний о щупе в этих источниках говорит о том, что коробка имеет другую конструкцию – оснащена окошком, как в мотоциклах, или контрольной пробкой.
Перед процедурой проверки уровня масла следует очистить зону вокруг щупа, протереть горловину, чтобы избежать попадания загрязнений в коробку.
Уровень трансмиссионной жидкости почти во всех случаях и на всех автомобилях должен проверяться при работающем двигателе и после прогрева АКПП (исключение составляют некоторые японские трансмиссии). Для прогрева коробки необходимо проехать около 10-15 километров.
После этого машина устанавливается на ровной горизонтальной площадке, селектор переключается в положение «Р». Далее двигателю нужно дать поработать на холостом ходу в течение 2-3 минут.
Извлеченный масляный щуп насухо вытирается чистой безворсовой тканью, вставляется до упора обратно в трубку и снова вытаскивается.
Уровень масла на щупе должен быть между отметками COLD и HOT (или между отметками с другими названиями). Значительные отклонения в одну или другую сторону недопустимы.
Во время проверки уровня трансмиссионной жидкости следует обязательно оценить ее состояние: цвет, степень загрязненности. В норме трансмиссионное масло красноватого оттенка, прозрачное, без темных вкраплений.
Частицы грязи и металлическая стружка на щупе указывают на значительный механический износ коробки. Явное потемнение или почернение масла свидетельствую о его перегреве. Отчетливый запах горелого часто говорит о проскальзывании фрикционов.
Особенности процесса в автомобилях разных моделей
Выше рассмотрены стандартные методы измерения уровня трансмиссионной жидкости. Однако в зависимости от конкретной модели автомобиля у этой процедуры существуют определенные нюансы.
Например, в Audi, Volkswagen, BMW, большинство из которых не оснащены щупами, уровень масла в АКПП проверяется через контрольную пробку или специальное смотровое окно в картере коробки. В этом случае без подъемника или ямы не обойтись. Если щуп есть, проверяют с его помощью, но селектор ставят на «нейтралку», а не на «паркинг».
Такое же положение рычага («N») должно быть при измерении уровня масла в коробках-автоматах Dodge, Honda, Mitsubishi, Hyundai, Jeep, Mazdа.
При проверке уровня жидкости в режиме «N» необходимо обязательно поставить противооткатные упоры, потому что в этом положении селектора автомобиль может поехать.
Основные ошибки при проверке масла
Несоблюдение определенных правил при замере уровня масла в АКПП приводит к получению некорректного результата.
Главная и самая распространенная ошибка – игнорирование руководства по эксплуатации автомобилем. Автоматические коробки передач имеют самые различные конструкции. Одни оснащены щупами, другие – смотровым окошком, третьи – контрольной пробкой. Каждый механизм требует своего алгоритма действий при проверке масла.
Заглянуть в руководство – значит, сэкономить время, силы и деньги.
Еще одной причиной неверных измерений является неправильное понимание символов HOT и COLD на щупе.
Некоторые неопытные водители считают, что надпись COLD («холодный») означает, что можно проверять уровень масла при холодном двигателе. Однако это не так. Прогрев обязателен, так как переключение передач в классическом гидротрансформаторном «автомате» происходит по сложному алгоритму. Клапаны срабатывают от определенного давления, которое меняется в зависимости от вязкости жидкости, а она в свою очередь зависит от температуры. Если при проверке масла пренебречь рекомендациями завода-изготовителя, то можно получить данные, не соответствующие действительности.
Насечка COLD необходима для контроля уровня первоначально залитой жидкости. Долив до нужного уровня производят уже при прогретой АКПП и заведенном моторе.
Вместо COLD и HOT на щупе могут стоять символы FULL и ADD, обозначение градусов или простые насечки. Смысл от этого не меняется.
Нарушение правил самой процедуры замера – например, ее проведение на наклонной площадке, не на той позиции рычага селектора – частая причина получения ошибочных результатов.
Последствия недостатка или переизбытка масла
Большинство неисправностей АКПП возникают в результате понижения уровня масла в коробке. Об этом свидетельствуют:
- Плохая управляемость автомобилем
- Нехарактерные звуки из трансмиссии
- Медленная реакция на переключение передач
- Рывки при переключении
Если вы заметили хоть один из этих «симптомов», необходимо долить или полностью поменять масло. В противном случае маслонасос начнет затягивать воздух, детали трансмиссии будут хуже смазываться, а коробка – перегреваться.
Избыток жидкости возможен только в АКПП с проверочным щупом. В таких коробках излишки масла не сбрасываются автоматически. В результате они вспениваются, окисляются и при сильном нагреве испаряются. Это приводит к выходу из строя выходят клапанов и прочих элементов трансмиссии.
При длительной эксплуатации автомобиля в таком режиме меняется молекулярная структура масла, вследствие чего его качество ухудшается. В результате детали АКПП не получают достаточного количества смазки и быстрее изнашиваются. Если вовремя не решить проблему, серьезного ремонта не избежать.