Современное станочное оборудование имеет большое число разнообразных пар трения, работающих в широких диапазонах скоростей и нагрузок: подшипники, направляющие, передачи «винт-гайка» качения и скольжения, гидростатические, зубчатые и цепные передачи, автоматические коробки скоростей и т.п.
Расход смазочного материала для пар трения зависит от конструктивных особенностей, материала и режима работы- нагрузки и скорости относительного перемещения - трущихся поверхностей.
В современных металлорежущих станках чаще применяются те смазочные системы, которые обеспечивают требуемые режимы смазывания (см. табл. 1).
Таблица 1.
Тип смазочной системы | Узел подачи смазочного материала |
---|---|
Централизованная импульсная смазочная система | направляющие, подшипники качения при d . n < 0,5 . 106 мм . мин-1 подшипники скольжения, передача «винт-гайка» качения и скольжения |
Централизованная последовательная смазочная система периодического действия | направляющие, подшипники качения при d . n < 0,5 . 106 мм . мин-1 подшипники скольжения, передача «винт-гайка» качения и скольжения |
Централизованная смазочная система объемного микродозирования смазочного материала с транспортировкой его к точкам сжатым воздухом
|
подшипники качения высокооборотных шпиндельных узлов при 0,5 . 106 < d . n < 1,5 . 106 мм . мин-1 и другие пары трения токарных станков м станков типа обрабатывающий центр |
Аэрозольные смазочные системы с генератором масляного тумана | подшипники качения шпиндельных узлов шлифовальных станков при 1,2 . 106 < d . n < 2,5 . 106 мм . мин-1 и другие узлы |
Циркуляционные смазочные системы с регуляторами потока и установками стабилизации температуры | высокооборотные тяжелогруженые шпиндельные узлы на подшипниках качения при d . n < 2,5 . 106 мм . мин-1 |
Циркуляционные смазочные системы с дроссельным дозированием смазочного материала | коробки скоростей и подач, зубчатые передачи, подшипники и направляющие скольжения, подшипники качения при d . n < 0,5 . 106 мм . мин-1 |
Циркуляционные смазочные системы с объемным дозированием смазочного материала последовательными питателями | зубчатые передачи, подшипники качения при d . n < 0,4 . 106 мм . мин-1 , подшипники и направляющие скольжения, передача «винт-гайка» скольжения |
Циркуляционные смазочные системы с автоматическим регулятором | гидростатические подшипники, направляющие и передачи «винт-гайка» тяжелых станков |
Циркуляционные смазочные системы с многопоточными насосами непрерывного действия | гидростатические подшипники, направляющие и передачи «винт-гайка» тяжелых станков |
В металлорежущих станках для смазывания направляющих, зубчатых зацеплений, подшипников и других высоконагруженных скоростных узлов, как правило, применяются масла, подаваемые в зону трения с помощью специальных систем смазки.
Редукторные, трансмиссионные и универсальные масла Molykote от компании Dow Corning применяются в узлах механизмов, подверженных большим нагрузкам и перепадам рабочих температур.
Выбор масла для каждого конкретного станка зависит от прописанных в инструкции по эксплуатации требований, типа узла, нагрузки и скорости работы. Изначальный подбор смазочного материала осуществляется по типу вязкости (ISO VG).
Высокотехнологичные редукторные и трансмиссионные масла Molykote применяются в следующих механизмах:
- Все видах закрытых промышленных редукторов
- Открытых цепных и зубчатых передачах
- Направляющих скольжения
- Подшипниках качения и скольжения в циркуляционных системах
- Цепных приводах и т.д.
Универсальные масла Molykote применяются для широкого перечня движущихся механизмов: циркулирующих систем, редукторных и цепных передач, компрессорных и вакуумных насосов, гидравлических систем и т.д.
Последней тенденцией в развитии смазочных систем является централизация и автоматизация управления и контроля. С учетом сильно различающихся режимов смазывания это приводит к созданию комбинированных смазочных систем. При этом возможны разнообразные комбинации, зависящие от особенностей смазываемых пар трения и узлов оборудования.