Современное станочное оборудование имеет большое число разнообразных пар трения, работающих в широких диапазонах скоростей и нагрузок: подшипники, направляющие, передачи «винт-гайка» качения и скольжения, гидростатические, зубчатые и цепные передачи, автоматические коробки скоростей и т.п.


Расход смазочного материала для пар трения зависит от конструктивных особенностей, материала и режима работы- нагрузки и скорости относительного перемещения - трущихся поверхностей.

В современных металлорежущих станках чаще применяются те смазочные системы, которые обеспечивают требуемые режимы смазывания (см. табл. 1).

Таблица 1.

Тип смазочной системы Узел подачи смазочного материала
Централизованная импульсная смазочная система направляющие, подшипники качения при d . n < 0,5 . 106 мм . мин-1 подшипники скольжения, передача «винт-гайка» качения и скольжения
Централизованная последовательная смазочная система периодического действия направляющие, подшипники качения при d . n < 0,5 . 106 мм . мин-1 подшипники скольжения, передача «винт-гайка» качения и скольжения
Централизованная смазочная система объемного микродозирования смазочного материала с транспортировкой его к точкам сжатым воздухом

подшипники качения высокооборотных шпиндельных узлов при 0,5 . 106 < d . n < 1,5 . 106 мм . мин-1 и другие пары трения токарных станков м станков типа обрабатывающий центр
Аэрозольные смазочные системы с генератором масляного тумана подшипники качения шпиндельных узлов шлифовальных станков при 1,2 . 106 < d . n < 2,5 . 106 мм . мин-1 и другие узлы
Циркуляционные смазочные системы с регуляторами потока и установками стабилизации температуры высокооборотные тяжелогруженые шпиндельные узлы на подшипниках качения при d . n < 2,5 . 106 мм . мин-1
Циркуляционные смазочные системы с дроссельным дозированием смазочного материала коробки скоростей и подач, зубчатые передачи, подшипники и направляющие скольжения, подшипники качения при d . n < 0,5 . 106 мм . мин-1
Циркуляционные смазочные системы с объемным дозированием смазочного материала последовательными питателями зубчатые передачи, подшипники качения при d . n < 0,4 . 106 мм . мин-1 , подшипники и направляющие скольжения, передача «винт-гайка» скольжения
Циркуляционные смазочные системы с автоматическим регулятором гидростатические подшипники, направляющие и передачи «винт-гайка» тяжелых станков
Циркуляционные смазочные системы с многопоточными насосами непрерывного действия гидростатические подшипники, направляющие и передачи «винт-гайка» тяжелых станков


В металлорежущих станках для смазывания направляющих, зубчатых зацеплений, подшипников и других высоконагруженных скоростных узлов, как правило, применяются масла, подаваемые в зону трения с помощью специальных систем смазки.


Редукторные, трансмиссионные и универсальные масла Molykote от компании Dow Corning применяются в узлах механизмов, подверженных большим нагрузкам и перепадам рабочих температур.

Масло Molykote


Выбор масла для каждого конкретного станка зависит от прописанных в инструкции по эксплуатации требований, типа узла, нагрузки и скорости работы. Изначальный подбор смазочного материала осуществляется по типу вязкости (ISO VG).


Высокотехнологичные редукторные и трансмиссионные масла Molykote применяются в следующих механизмах:

  • Все видах закрытых промышленных редукторов
  • Открытых цепных и зубчатых передачах
  • Направляющих скольжения
  • Подшипниках качения и скольжения в циркуляционных системах
  • Цепных приводах и т.д.

Универсальные масла Molykote применяются для широкого перечня движущихся механизмов: циркулирующих систем, редукторных и цепных передач, компрессорных и вакуумных насосов, гидравлических систем и т.д.

Последней тенденцией в развитии смазочных систем является централизация и автоматизация управления и контроля. С учетом сильно различающихся режимов смазывания это приводит к созданию комбинированных смазочных систем. При этом возможны разнообразные комбинации, зависящие от особенностей смазываемых пар трения и узлов оборудования.