Трансмиссионное масло – основная рабочая жидкость для коробок переключения передач, ведущих мостов, раздаточных коробок и других элементов трансмиссии. Одним из таких материалов, пользующихся определенным спросом, является жидкость ТСП 10.

Функции трансмиссионных масел


Трансмиссионные масла должны:

  • Снижать трение
  • Отводить излишки тепла
  • Уменьшать вибрацию и шум зубчатых передач
  • Обеспечивать плавность работы механизмов
  • Увеличивать срок службы агрегатов

Полное отсутствие масла или применение некачественной жидкости вызывает крайне негативное действие на рабочие элементы КПП. На них образуется нагар, возникают посторонние шумы и вибрации, разрушаются зубчатые передачи, увеличивается усилие для переключения передач в движении.

Основными свойствами трансмиссионных жидкостей являются смазывающая способность, термоокислительная стабильность и вязкость. Дополнительно они должны защищать от коррозии, обеспечивать плавную работу механизмов и предотвращать задир поверхностей.


Подбор трансмиссионного масла следует осуществлять исходя из рекомендаций производителя конкретной марки автомобиля.

Описание

ТСП 10 – это трансмиссионное масло для червячных, спирально-конических и прямозубых передач. Оно изготавливается из малосернистой нефти с добавлением маловязкого дистиллята с высокой морозостойкостью и высоковязкого деасфальтированного компонента. Кроме этих веществ в состав масла входит противозадирная и депрессорная присадка.


Трансмиссионное масло ТСп-10



Название масла расшифровывается следующим образом:

  • Т – трансмиссионное
  • С – из сернистой нефти
  • п – наличие присадок
  • 10 – кинематическая вязкость по ГОСТ 17479.2-85

Согласно зарубежной классификации масел ТСп-10 может соответствовать API GL-3 SAE 80W или API GL-5 SAE 75W-90.

API GL-3 – это трансмиссионные масла с противоизносной присадкой, которая занимает 2,7 % от всего состава. Данный стандарт в 1995 году признан устаревшим, но жидкости этого класса до сих пор производятся и используются в КПП и узлах трансмиссии грузовой и специальной техники.

SAE 80W – это категория зимних масел, нижняя граница рабочих температур которых составляет до -26 °C. Но у жидкости ТСП 10 температура застывания равна -40 °C, что обусловлено составом материала.

API GL-5 – это трансмиссионные масла для тяжелонагруженных КПП и элементов трансмиссии, работающих в сложных условиях.Содержание мультифункциональных присадок в таких материалах составляет до 6,5 %.

SAE 75W-90 – это всесезонные жидкости, которые работают в диапазоне температур окружающей среды от -40 до +45 °C.

Технические характеристики


Трансмиссионное масло ТСП 10 обладает следующими характеристиками:

  • Кинематическая вязкость: 10 мм²/с при 100 °C
  • Индекс вязкости: 90
  • Динамическая вязкость: не более 300 Па при 45 °C
  • Плотность: 0,915 г/см3
  • Температура вспышки: +128 °C
  • Температура застывания: -40 °C
  • Нагрузка сваривания: > 3479 Н
  • Индекс задира: 470 Н
  • Содержание серы и хлора: не менее 1,6 %

Область применения

Как уже было сказано выше, трансмиссионное масло ТСП 10 предназначено для червячных, спирально-конических и прямозубых передач, которыми оснащена различная специальная и грузовая техника.

В некоторых современных внедорожниках, например Mitsubishi L200 четвертого поколения, также можно использовать масло ТСП 10 в МКПП и раздаточной коробке, так как оно соответствует требованиям GL-3.


Mitsubishi L200 четвертого поколения


Масло ТСП 10 выбирают, когда узлы трения трансмиссии работают при повышенных температурах и/или они склонны к заеданию при высоких крутящих моментах и контактных нагрузках.

В холодных климатических широтах жидкость может использоваться в качестве всесезонной, а в регионах с умеренным климатом – в зимний период.

Ресурс масла ТСП 10 составляет от 35 до 50 тыс. км пробега и зависит от условий эксплуатации транспортного средства.

Масло ТСП 10, соответствующее требованиям API GL-5 применяется в высокоскоростных гипоидных передачах, ведущих мостах, раздаточных коробках и КПП, где требуется использование подобных жидкостей. Особенно это важно для автомобилей, грузовой и специальной техники, которая работает при высоких температурах и подвергается ударным нагрузкам.