Трансмиссионное масло – основная рабочая жидкость для коробок переключения передач, ведущих мостов, раздаточных коробок и других элементов трансмиссии. Одним из таких материалов, пользующихся определенным спросом, является жидкость ТСП 10.
Функции трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла должны:
- Снижать трение
- Отводить излишки тепла
- Уменьшать вибрацию и шум зубчатых передач
- Обеспечивать плавность работы механизмов
- Увеличивать срок службы агрегатов
Полное отсутствие масла или применение некачественной жидкости вызывает крайне негативное действие на рабочие элементы КПП. На них образуется нагар, возникают посторонние шумы и вибрации, разрушаются зубчатые передачи, увеличивается усилие для переключения передач в движении.
Основными свойствами трансмиссионных жидкостей являются смазывающая способность, термоокислительная стабильность и вязкость. Дополнительно они должны защищать от коррозии, обеспечивать плавную работу механизмов и предотвращать задир поверхностей.
Подбор трансмиссионного масла следует осуществлять исходя из рекомендаций производителя конкретной марки автомобиля.
Описание
ТСП 10 – это трансмиссионное масло для червячных, спирально-конических и прямозубых передач. Оно изготавливается из малосернистой нефти с добавлением маловязкого дистиллята с высокой морозостойкостью и высоковязкого деасфальтированного компонента. Кроме этих веществ в состав масла входит противозадирная и депрессорная присадка.
Название масла расшифровывается следующим образом:
- Т – трансмиссионное
- С – из сернистой нефти
- п – наличие присадок
- 10 – кинематическая вязкость по ГОСТ 17479.2-85
Согласно зарубежной классификации масел ТСп-10 может соответствовать API GL-3 SAE 80W или API GL-5 SAE 75W-90.
API GL-3 – это трансмиссионные масла с противоизносной присадкой, которая занимает 2,7 % от всего состава. Данный стандарт в 1995 году признан устаревшим, но жидкости этого класса до сих пор производятся и используются в КПП и узлах трансмиссии грузовой и специальной техники.
SAE 80W – это категория зимних масел, нижняя граница рабочих температур которых составляет до -26 °C. Но у жидкости ТСП 10 температура застывания равна -40 °C, что обусловлено составом материала.
API GL-5 – это трансмиссионные масла для тяжелонагруженных КПП и элементов трансмиссии, работающих в сложных условиях.Содержание мультифункциональных присадок в таких материалах составляет до 6,5 %.
SAE 75W-90 – это всесезонные жидкости, которые работают в диапазоне температур окружающей среды от -40 до +45 °C.
Технические характеристики
Трансмиссионное масло ТСП 10 обладает следующими характеристиками:
- Кинематическая вязкость: 10 мм²/с при 100 °C
- Индекс вязкости: 90
- Динамическая вязкость: не более 300 Па при 45 °C
- Плотность: 0,915 г/см3
- Температура вспышки: +128 °C
- Температура застывания: -40 °C
- Нагрузка сваривания: > 3479 Н
- Индекс задира: 470 Н
- Содержание серы и хлора: не менее 1,6 %
Область применения
Как уже было сказано выше, трансмиссионное масло ТСП 10 предназначено для червячных, спирально-конических и прямозубых передач, которыми оснащена различная специальная и грузовая техника.
В некоторых современных внедорожниках, например Mitsubishi L200 четвертого поколения, также можно использовать масло ТСП 10 в МКПП и раздаточной коробке, так как оно соответствует требованиям GL-3.
Масло ТСП 10 выбирают, когда узлы трения трансмиссии работают при повышенных температурах и/или они склонны к заеданию при высоких крутящих моментах и контактных нагрузках.
В холодных климатических широтах жидкость может использоваться в качестве всесезонной, а в регионах с умеренным климатом – в зимний период.
Ресурс масла ТСП 10 составляет от 35 до 50 тыс. км пробега и зависит от условий эксплуатации транспортного средства.
Масло ТСП 10, соответствующее требованиям API GL-5 применяется в высокоскоростных гипоидных передачах, ведущих мостах, раздаточных коробках и КПП, где требуется использование подобных жидкостей. Особенно это важно для автомобилей, грузовой и специальной техники, которая работает при высоких температурах и подвергается ударным нагрузкам.