Трансмиссионная жидкость, используемая для автоматической коробки передач, играет очень важную роль и выполняет сразу несколько функций:
- Способствует передаче крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач
- Обеспечивает нормальную работоспособность системы управления и контроля
- Отвечает за стабильное функционирование фрикционных дисков
- Выполняет роль смазки и способствует охлаждению трущихся деталей
Чтобы обеспечить долгий срок эксплуатации трансмиссии и смазку всех ее деталей, используется специальное минеральное масло с добавлением полезных присадок. Масла для АКПП различаются по типам (тип указывается на масляном щупе или в техническом паспорте автомобиля).
Наиболее распространены трансмиссионные масла типа "Dexron II" и "Dexron III".
Стабильная работа трансмиссии во многом зависит от регулярного контроля состояния масла и его обновления по мере необходимости. Срок замены трансмиссионного масла (ATF) по большей части зависит от пробега, возраста и условий эксплуатации автомобиля. При езде по отечественным дорогам трансмиссионное масло рекомендуется полностью менять (не просто доливать) каждые 20-25 тыс. км пробега (либо 1 раз год). Особенно это касается старых подержанных иномарок.
Замена трансмиссионного масла производится в специализированных автосервисах, оснащенных специальной аппаратурой. Вся операция занимает примерно 30-40 минут, при этом производится не только замена самой жидкости, но и фильтра, промывка трансмисии и диагностика ее состояния. О каких-либо неисправностях свидетельствуют темный (вплоть до черного) цвет масла и горелый запах.
Обычно уровень ATF определяют при работающем моторе и установке рычага в положение "P".

Щуп для измерения уровня масла оснащен метками: верхние указывают на нормальный уровень. После прогрева автомобиль следует установить на ровной площадке, вынуть и насухо протереть масляный щуп, а затем снова вставить его до упора и извлечь. Самое нижнее (сухое) место на щупе – это и есть уровень масла в АКПП.
Зачастую на щупе имеются нижние метки, предназначенные для приблизительного определения количества залитого масла.
При низком уровне ATF насос вместе с маслом начинает захватывать воздух, что приводит к пробуксовке дисков и даже их полному сгоранию. Вращающиеся детали АКПП могут вспенивать масло, что негативно отражается на функционировании коробки передач. Кроме того, пузырьки воздуха во вспененном масле повышают его уровень, поэтому перед проверкой нужно дать пене осесть.