Достаточно часто можно слышать, что чуть ли не главная беда России в недостатке современных технологий.
Что за технологии сейчас в ходу на рынке смазочных материалов, какие технологии находятся в разработке, каковы тенденции в мире масел и смазок?
Предложение на рынке смазочных материалов должно отвечать спросу автолюбителей. Нельзя искусственно вмешиваться в такой рынок.
Например, тотальный запрет на производство минеральных масел для увеличения спроса на синтетические не будет оправдан. Спрашивается, кто и зачем их будет покупать?
В нашей стране не проверяется, отвечают ли масла международным стандартам, однако маркировка по SAE и API все же наносится на канистрах.
Почему такое возможно?
Ситуация непростая. На документации, которая идет с маслами, пишется: «масло типа...», таким образом, оно примерно отвечает такому-то классу. Однако сегодня уже заходит речь о появлении официального российского испытательного центра, для того, чтобы его результаты признавались европейскими органами.
Тогда как обстоит дело с готовой продукцией – соответствует ли ее качество западным стандартам? Если нет, то насколько велико отставание?
К сожалению, есть ряд показателей, скажем, индекс вязкости, которые пока не достигают западных стандартов. У нас – около 100, в Европе – 120-140. Но отечественные производители не сидят сложа руки. Современные синтетические ингредиенты теперь изготавливают в Ангарске и Нижнекамске.
В городе-герое Волгограде производят изопарафиновое масло с вязкостью 4 сСт как альтернативу полиальфаолефинам. Конечно, оно кое-в-чем ему уступает, но выигрывает в цене и выглядит лучше эфиров, агрессивных к резине.
Могу ли я заливать масло с вязкостью SAE 75W-140 в российских автомобилях – ну хотя бы в заднем мосту?
Да, можете. Это принесет пользу – снизится уровень шума и немного увеличится эксплуатационный срок. Но разве вас цена не останавливает? Такие масла все же недешевы и применять их для использовании на отечественных автомобилях – ход нецелесообразный, если только речь не идет о "Ниве".
И читайте внимательнее инструкцию – там есть список масел, рекомендованных производителем, они смазывают и защищают хорошо – тогда какой смысл покупать что-то более дорогое?
Существуют ли у нас в России пакеты присадок для трансмиссионных масел?
Как правило, применяются зарубежные пакеты присадок и их не так много.
Научно исследовать и выработать сбалансированный пакет присадок в трансмиссионное масло – задача трудная и наукоемкая. Пакет насчитывает множество составляющих компонентов: антизадирный, износостойкий, антиокислительный, защищающий от коррозии, ржавчины, пеностойкий и др. Весь путь создания подобного пакета присадок занимает 10-12 лет.
Что такое допуск и что такое сертификат?
Предположим, что трансмиссионное масло обладает допуском для производства и использования – это значит, что оно выдержало успешно испытания по Комплексу методов квалификационной оценки и стендово-дорожные тесты, на заводе-изготовителе, а в ряде случаев еще и рабочие.
Чтобы получить сертификат – достаточно проверить лишь физико-химические характеристики соответствия нормам ТУ.
Ряд производителей утверждает, что их масла содержат твердые добавки: дисульфид молибдена, графит...
Да, такая устойчивая тенденция на использование таких добавок существует. Что это дает в результате? В самом оптимистичном случае уменьшается коэффициент трения, однако прочие свойства и качества масла не подвергаются изменениям. Но интересно, что производители умалчивают часто об одном известном факте – эти твердые добавки не держатся в масле. Технические специалисты это хорошо понимают, но маркетинг такая штука, что...
Как следует относиться к присадкам в банках, которые обещают уменьшить трение, минимизировать износ, увеличить срок эксплуатации автомобиля?
Пожалуй, большинство подобных добавок достойны скептического отношения. Если вы залили в свой автомобиль масло с высокими антиизносными характеристиками, то едва ли ему требуется какое-то совершенствование, не ищите от добра добра.
Масло должно обеспечить качественную работу коробок передач автомобилей на протяжении всего срока эксплуатации до замены масла. Какого "дополнительного" уменьшения трения и износа вы хотите тогда?
Какое масло предпочтительнее для трансмиссий ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110 – SAE 80W-85 или SAE 80W-90? А нельзя ли залить в КП моторное масло?
Вы знаете, на АВТОВАЗе в первой половине 90-х действительно для заводской заправки КП применяли моторные масла.
Это была вынужденная мера – просто рынок смазочных материалов тогда еще не сформировался и до 1996 г. просто не было специальных масел для коробки передач группы ТМ-4 (GL-4 по API).
Но, как стало понятно в ходе работы, моторные масла не могут обеспечить качественное смазывание и защиту синхронизаторов и дифференциалов автомобилей с передним приводом.
Значительная часть трансмиссионных масел, обладающих допуском для таких КП, имеет класс вязкости SAE 80W-85. Когда-то их выбрал сам АВТОВАЗ для стартовой заводской заправки на конвейере.
Но, как видится, для реального использования класс вязкости SAE 80W-90 больше подходит – он включает более широкий диапазон температур.
Основное, что следует понимать автолюбителю: для автомобилей с передним приводом нужны масла группы ТМ-4 (GL-4). Но только не сделайте глупой ошибки – не спутайте их с гипоидными маслами (группа ТМ-5).
Еще одна интересная мысль.
Не нужно моментально реагировать на строчку "всесезонное масло". Масло бывает всесезонным только для какой-то климатической зоны.
Если речь о Якутии, например, то им будет SAE 70W-90 (до -55 °С), если о солнечном Сочи – SAE 85W-90 (до -12 °С). Говоря о климатической зоне средней полосы России, то можно полагать всесезонным SAE 80W-90 или SAE 80W-85 (до -26 °С), а в Москве и северных регионах – SAE 75W-90 (до -40 °С).
Если класс вязкости масла довольно широк, то, тем в более широком диапазоне температур, его можно использовать. Например, SAE 70W-90 является всесезонным и по отношению к Якутии, и к Москве, и к Сочи.
Изготавливают ли в наши дни масла по ГОСТу?
Уже нет. ГОСТ определял только производство масел для легкового транспорта – ТАД-17И (ТМ-5, SAE 85W-90). Но сегодня данное масло не может производиться по закону.
Производители масел изготавливают масла по техническим условиям (ТУ), однако, требования многих из них даже ниже прежних ГОСТовских.
Тем не менее, фирмы-производители, заботящиеся о своей репутации, изготавливают масла на уровне стандарта ТАД-17И и еще совершеннее.
Должен ли производитель масла указывать в ТУ характеристики, реально необходимые для того или иного автомобиля?
Не обязан вовсе. ТУ было позволено разрабатывать непосредственно производителям масел – и ситуация стала выходить из-под контроля.
До этого ТУ согласовывались инженерами, изготовителями масла и производителями автотехники, для которых и требовался этот продукт. Да, фирмы, для которых "хорошая репутация" – не пустой звук, поступают так и сейчас, а мелкие производители часто игнорируют.