Трансмиссионное масло ТСП-15к (ТМ-3-18) производится в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 17479.2-85. Оно используется в механических коробках передач, передающих значительный крутящий момент. В основном, это большегрузные автомобили и трейлеры.

Названное масло было разработано в СССР и изначально производилось на Камском автозаводе для транспортных средств семейства КАМАЗ. Сегодня ТСП-15к изготавливают разные компании, а сфера применения смазки значительно расширилась.


В этой статье изучим состав и характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к, его предназначение и возможные области применения, расскажем о самых известных производителях продукта и его зарубежных аналогах.


Screenshot_5.png

Расшифровка обозначения трансмиссионного масла ТСП-15к


ТСП-15к расшифровывается следующим образом:

  • Т – трансмиссионная смазка
  • С – на серосодержащей основе
  • П – с присадками
  • 15 — номинальная вязкость в сСт
  • К – автомобили КАМАЗ

Состав и применение

Трансмиссионное масло ТСП-15к состоит из двух компонентов: минерального базового масла и добавок.

Процесс изготовления смазки включает очищение, разделение и обработку нефти с высоким содержанием сернистых компонентов. На выходе получается масло на базе остаточных веществ с примесями дистиллятного вида.

Главным действующим ингредиентом ТСП-15к является сера, которая повышает антифрикционные характеристики продукта и сказывается на его способности противодействовать негативным эффектам трения.

Согласно международной классификации ТСП-15к относится к маслам группы API GL-4, которые предназначены для тяжелонагруженных автомобильных трансмиссий. Такие материалы допускают более длительные интервалы между регламентным обслуживанием.

Первоначально масло ТСП-15к предназначалось специально для грузовых автомобилей «КамАЗ», при этом его рекомендовали использовать как в главной передаче, так и в трансмиссионных узлах.


Автомобили Камаз


Со временем сфера возможного применения смазки стала намного обширней. Ее разрешили использовать в грузовом транспорте любого типа с передачами спирально-конической и цилиндрической модификаций.

Сегодня ТСП-15к активно применяют для смазки узлов и агрегатов агротехники, строительных машин и тракторов, а также других видов транспорта, техническая документация к которым предусматривает заливку жидкостей класса ТМ-3.

Срок службы масла колеблется от 36 до 72 тысяч километров – в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Контроль кислотности масла

В процессе эксплуатации транспортного средства необходимо следить за изменениями кислотного числа масла. Для этого достаточно отобрать не менее 100 мм3 частично отработанного продукта и протестировать его с помощью нескольких капель гидроокиси калия КОН, смешанного с 85-процентном водным раствором этилового спирта.

Смесь следует прокипятить в течение 5 мин. Если после этого она сохранила свой цвет и не помутнела, значит кислотное число исходного материала не изменилось, и масло пригодно к дальнейшему использованию. Если же раствор приобрел зеленоватый оттенок, то смазка подлежит замене.

Основные характеристики масла

  • Вязкость при температуре +40 °C – 135 сСт
  • Вязкость при температуре +100 °C – 14,5 сСт
  • Температура застывания: не выше -6 °C
  • Температура вспышки: +240…260 °С
  • Плотность при +15 °C: 890…910 кг/м3

Преимущества жидкости


Одними из главных достоинств масла ТСП-15к, как и других смазок подобного класса (например, ТСП-10), являются повышенная термическая стабильность и стойкость к окислению. Это позволяет избежать образования шлама твердых частиц или смол.


Еще одно преимущество ТСП-15к – способность выдерживать высокие динамические нагрузки. В результате этой особенности зубья шестерен в механизмах передач избегают контактного выкрашивания.


Шестерня МКПП


Масло обладает свойством деэмульсификации. Оно разделяет слои несмешиваемых компонентов, обладающие разной плотностью. Это дает возможность удалить воду из коробки передач. Именно с этой целью трансмиссионная жидкость периодически сливается и обновляется.

При регулярном применении ТСП-15к не вызывает эрозию уплотнений и прокладок, а также не способствует образованию смоляных пробок.

Российские производители масла ТСП-15к и его импортные аналоги

Одни из самых популярных производителей масла ТСП-15к – это компании Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, ОйлРайт, Sintec, Sintoil.

По классификации API ТСП-15к соответствует стандарту GL-3, признанному во всем мире. По нему же изготавливаются смазочные жидкости для грузовой техники за рубежом.

Ближайшими импортными аналогами ТСП-15к являются масла Mobilube GX 80W-90 от ExxonMobil, а также Spirax EP90 от Shell. Допускается применять иные смазки, характеристики которых отвечают требованиям ТМ-3 и GL-3.


Наличие аналогов на международном рынке говорит о высокой конкурентоспособности отечественной трансмиссионной жидкости, подтверждает ее востребованность в промышленной сфере. ТСП-15к успешно экспортируется за границу и имеет своего покупателя.