Трансмиссионное масло ТСП-15к (ТМ-3-18) производится в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 17479.2-85. Оно используется в механических коробках передач, передающих значительный крутящий момент. В основном, это большегрузные автомобили и трейлеры.
Названное масло было разработано в СССР и изначально производилось на Камском автозаводе для транспортных средств семейства КАМАЗ. Сегодня ТСП-15к изготавливают разные компании, а сфера применения смазки значительно расширилась.
В этой статье изучим состав и характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к, его предназначение и возможные области применения, расскажем о самых известных производителях продукта и его зарубежных аналогах.
Расшифровка обозначения трансмиссионного масла ТСП-15к
ТСП-15к расшифровывается следующим образом:
- Т – трансмиссионная смазка
- С – на серосодержащей основе
- П – с присадками
- 15 — номинальная вязкость в сСт
- К – автомобили КАМАЗ
Состав и применение
Трансмиссионное масло ТСП-15к состоит из двух компонентов: минерального базового масла и добавок.
Процесс изготовления смазки включает очищение, разделение и обработку нефти с высоким содержанием сернистых компонентов. На выходе получается масло на базе остаточных веществ с примесями дистиллятного вида.
Главным действующим ингредиентом ТСП-15к является сера, которая повышает антифрикционные характеристики продукта и сказывается на его способности противодействовать негативным эффектам трения.
Согласно международной классификации ТСП-15к относится к маслам группы API GL-4, которые предназначены для тяжелонагруженных автомобильных трансмиссий. Такие материалы допускают более длительные интервалы между регламентным обслуживанием.
Первоначально масло ТСП-15к предназначалось специально для грузовых автомобилей «КамАЗ», при этом его рекомендовали использовать как в главной передаче, так и в трансмиссионных узлах.
Со временем сфера возможного применения смазки стала намного обширней. Ее разрешили использовать в грузовом транспорте любого типа с передачами спирально-конической и цилиндрической модификаций.
Сегодня ТСП-15к активно применяют для смазки узлов и агрегатов агротехники, строительных машин и тракторов, а также других видов транспорта, техническая документация к которым предусматривает заливку жидкостей класса ТМ-3.
Срок службы масла колеблется от 36 до 72 тысяч километров – в зависимости от внешних и внутренних факторов.
Контроль кислотности масла
В процессе эксплуатации транспортного средства необходимо следить за изменениями кислотного числа масла. Для этого достаточно отобрать не менее 100 мм3 частично отработанного продукта и протестировать его с помощью нескольких капель гидроокиси калия КОН, смешанного с 85-процентном водным раствором этилового спирта.
Смесь следует прокипятить в течение 5 мин. Если после этого она сохранила свой цвет и не помутнела, значит кислотное число исходного материала не изменилось, и масло пригодно к дальнейшему использованию. Если же раствор приобрел зеленоватый оттенок, то смазка подлежит замене.
Основные характеристики масла
- Вязкость при температуре +40 °C – 135 сСт
- Вязкость при температуре +100 °C – 14,5 сСт
- Температура застывания: не выше -6 °C
- Температура вспышки: +240…260 °С
- Плотность при +15 °C: 890…910 кг/м3
Преимущества жидкости
Одними из главных достоинств масла ТСП-15к, как и других смазок подобного класса (например, ТСП-10), являются повышенная термическая стабильность и стойкость к окислению. Это позволяет избежать образования шлама твердых частиц или смол.
Еще одно преимущество ТСП-15к – способность выдерживать высокие динамические нагрузки. В результате этой особенности зубья шестерен в механизмах передач избегают контактного выкрашивания.
Масло обладает свойством деэмульсификации. Оно разделяет слои несмешиваемых компонентов, обладающие разной плотностью. Это дает возможность удалить воду из коробки передач. Именно с этой целью трансмиссионная жидкость периодически сливается и обновляется.
При регулярном применении ТСП-15к не вызывает эрозию уплотнений и прокладок, а также не способствует образованию смоляных пробок.
Российские производители масла ТСП-15к и его импортные аналоги
Одни из самых популярных производителей масла ТСП-15к – это компании Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, ОйлРайт, Sintec, Sintoil.
По классификации API ТСП-15к соответствует стандарту GL-3, признанному во всем мире. По нему же изготавливаются смазочные жидкости для грузовой техники за рубежом.
Ближайшими импортными аналогами ТСП-15к являются масла Mobilube GX 80W-90 от ExxonMobil, а также Spirax EP90 от Shell. Допускается применять иные смазки, характеристики которых отвечают требованиям ТМ-3 и GL-3.
Наличие аналогов на международном рынке говорит о высокой конкурентоспособности отечественной трансмиссионной жидкости, подтверждает ее востребованность в промышленной сфере. ТСП-15к успешно экспортируется за границу и имеет своего покупателя.