Большая часть поломок автоматических коробок передач вызвана недостатком трансмиссионного масла из-за его утечки или недолива либо неправильной эксплуатацией автомобиля.

Недостаточный уровень масла в коробке передач отражается и на динамических показателях автомобиля, и на долговечности самого "автомата". Конечно, двигаться по ровной дороге или спускаться по уклону Вы сможете и при низком уровне масла. Однако начав подъем на очередном участке, Вы почувствуете, как машина начнет буксовать, переключаясь на низшие скорости. Это явление вызвано пробуксовкой фрикционных дисков АКПП.

Особенно явно оно проявляется на заднеприводных автомобилях с длинными коробками передач и большими плоскими поддонами. Это происходит потому, что при подъеме автомобиля оставшееся в поддоне масло перемещается вниз, оголяя в фильтре отверстие для забора масла в насос. Насос начинает работать вхолостую, закачивая воздух в магистраль. При этом повсеместно падает давление, теряется связь с двигателем, и машина начинает сбрасывать скорость.

Автомобиль с пробитым поддоном будет продолжать движение до тех пор, пока последний блок с фрикционными дисками не перестанет работать из-за нехватки масла. Затем начнется полная пробуксовка "автомата", которая приведет к сгоранию нескольких блоков фрикционных дисков. АКПП можно "спасти", если при первой же пробуксовке остановить автомобиль и проверить наличие масла в коробке. Транспортировать автомобиль на буксире можно не более 50 км, т.к. без масла подшипники коробки и дифференциала могут нагреться и выйти из строя.

Перед ремонтом автоматической коробки из нее полностью сливается масло, а внутри она тщательно промывается. Заливая масло в отремонтированную АКПП, необходимо помнить, что пустая коробка "впитывает" масло, поэтому некоторое время его уровень будет понижаться. Долив масла прекращается только после стабилизации его уровня на верхней отметке щупа.


Автомобилям с автоматической коробкой передач противопоказано резкое переключение скоростей и экстремальное торможение.

"Автомат" предназначен для спокойной езды в городе с интенсивным движением и множеством светофоров. При резкой манере вождения увеличиваются зазоры в муфтах фрикционных дисков, планетарных шестернях и в самом дифференциале. Вначале удары и толчки при переключении передач малоощутимы, но со временем они становятся все более чувствительными. Восстановить плавное переключение можно только отремонтировав коробку.

АКПП прослужит недолго, если при движении вперед Вы, не дождавшись остановки автомобиля, будете переключать рычаг на заднюю скорость. Хуже всего делать это на скорости 60-80 км/ч, нечаянно перепутав позицию D с позицией R. Так же опасно переключение рычага на скорости с повышенной передачи на пониженную. Таким образом Вы не только можете вывести из строя "автомат", но и пострадать сами.

Ускоряющая передача (овердрайв) начинает работать тогда, когда двигатель прогревается до заданной температуры и автомобиль набирает определенную скорость. Некоторые водители, не зная этого, полагают, что неисправна муфта ускоряющей передачи или электрическая схема.


Автомобилям с автоматической коробкой передач категорически противопоказана буксировка других автомобилей с таким же или большим весом.

Пробуксовка на АКПП

Если Вы забуксовали на плохой дороге, то знайте: буксовка вперед-назад более 10 минут чревата поломкой АКПП. В этом случае разумнее будет обратиться за помощью. Если же ждать ее неоткуда, необходимо дать "автомату" остыть, после чего попытаться, помогая двигателем, подвинуть машину руками, буксуя как можно меньше и следя за нагревом коробки. Особенно внимательным необходимо быть при езде по плохой дороге, чтобы не пробить и не помять поддон (у некоторых марок машин он не имеет надлежащей защиты и очень уязвим).


Внутри поддона находится клапанный механизм переключения скоростей с трубками, которые при ударе могут погнуться, перекрыв подачу масла в муфты сцепления. Без необходимого давления фрикционный слой дисков при буксовке начинает рассыпаться, забивая фильтр, что, в свою очередь, уменьшает и без того малое давление масла. Удары поддона чреваты не только смятием трубок, фильтра, пробоинами, но и сдвигом коробки относительно корпуса машины, что приводит к нарушению фиксации всех скоростей. Особенно это заметно при запуске двигателя на паркере или на нейтральной скорости.

Заливку масла в коробку производят через щуп при неработающем двигателе. После залива 3/4 масла автомобиль заводят и доливают последнюю часть. После проведения процедуры автомобиль необходимо обкатать на месте, вывесив ведущие колеса на домкратах. Прокрутка коробки на всех режимах продолжается в течение получаса. За это время все рабочие муфты поршня, аккумуляторы муфт и лабиринты клапанной коробки заполняются маслом, а воздух выходит. При этом уровень масла понижается и его необходимо постоянно восполнять.

Включая и переключая диапазоны 1,2, Д, К в сторону увеличения скорости и наоборот, Вы заставляете работать муфты, выгоняя из них воздух. В результате давление на рабочие фрикционные диски увеличиватся в несколько раз, и переключения скоростей происходит резче. Особенно это заметно на муфте повышающей передачи (ПП): пока масляный насос закачивает масло с воздухом, она включается вяло (по тахометру это почти не заметно), а когда воздух начинает выходить из нее, включения этой муфты становятся намного резче. Так происходит со всеми муфтами и тормозными лентами в период обкатки автомобиля. Не зная этого, можно за несколько минут испортить и новую, и отремонтированную автоматическую коробку.


Если уровень масла удерживается на одной отметке в течение 30-40 минут, автомобиль можно испытывать на спусках и подъемах.

Однако особо усердствовать тоже не рекомендуется: после любого ремонта идет притирка замененных деталей. Обкатка происходит в течение недели с постоянным наблюдением за уровнем масла. Малейшие подтекания сальников, поддона, прокладок нужно немедленно устранять, так как в противном случае это грозит новыми поломками. Замена масла в коробке-"автомате" практически не осуществляется, так как этот процесс достаточно сложен и по объему работ приближен к ремонту АКПП.

Масло меняет свой цвет только при подгорании фрикционных дисков и его сильном нагреве. Попадание в масло воды или тосола делает его похожим по цвету на кофе с молоком. Эта эмульсия вредна тем, что вызывает расслаивание фрикционных дисков в процессе езды. Вовремя не промыв и не поменяв масло в коробке, вы рискуете вывести ее из строя.

Для надежной работы коробки-автомата используйте только качественные масла. Масла компании Texaco обладают исключительными антифрикционными и антикоррозийными свойствами, окислительной и термической стабильностью, совместимостью с эластомерами (уплотнениями) и пластиковыми деталями автоматических трансмиссий.


Масло, которое имеет красный цвет и лишь немного потемнело, менять не стоит. Его можно просто обновить: слить половину объема и долить свежего масла.

На щупе расположены метки, обозначающие нижний и верхний уровни масла. Так же на нем имеются надписи, смысл которых некоторым водителям непонятен. COOL и HOT переводятся как "холодный" и "горячий". Масло достигает уровня COOL на заведенной машине, прогретой до нормальной температуры. Уровень масла HOT наблюдается после достаточно продолжительной эксплуатации автомобиля.