Сколько масла следует заливать в АКПП?
Зависит от типа АКПП: от 4,2 литров (Daihatsu Terios) до 15,5 литров ATF (Ford Expedition). Следует иметь в виду, что при замене сливается далеко не весь объем масла. Часть его остается в каналах системы управления, что допустимо. Полностью сменить масло Вы сможете только после его двух- или трехкратной замены.
Как определить, какое масло уже залито в АКПП и какое следует заливать при его замене?
Трансмиссионные масла отличаются по запаху и цвету. Цвет масла определяется только красителем, который в него добавляется. Существуют, например, масла светло-желтых или красных оттенков. Красители вводятся в трансмиссионные масла для того, чтобы можно было отличить их от других автомобильных масел. Через некоторое время любое масло приобретает коричневатый цвет.
Учитывая то, что при замене масла обновляется далеко не весь его объем, а также то, что в процессе эксплуатации цвет и запах масла меняются, определить его марку практически невозможно, даже если оно менялось недавно. Необходима хотя бы однократная, а лучше двукратная замена масла (в случае отсутствия серьезных проблем в работе АКПП). Использовать следует то масло, которое оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Иногда тип рекомендованного масла указывается еще и на щупе. Обычно инструкция по эксплуатации рекомендует использовать вполне определенный тип масла.
И этому есть не только техническое, но и коммерческое обоснование. Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi (Hyundai) используют Mopar ATF 7176, и в инструкции указано, что это масло имеет повышенные фрикционные свойства по сравнению с Dexron или Mercon. Но на щупе у Dodge RAM и Jeep Grand Chrokee можно обнаружить рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Значит, альтернативный вариант все-таки есть. Другой пример: Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел, даже собственного производства, но на флаконе Mobil Synthetic ATF указано: "Compatible with conventional ATF fluids" (Совместимо с обычными маслами для автоматических коробок передач).
Опыт ремонта нескольких тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины их поломок чаще всего не в смешении различных типов масел. Первостепенное значение имеют условия эксплуатации трансмиссии – если они нарушаются, не поможет даже самая дорогая "синтетика".
Как часто следует менять масло в АКПП?
Срок замены масла зависит от типа АКПП. При нормальных условиях эксплуатации он составляет около 70 тыс. километров пробега автомобиля (или 2 года его службы). В сложных условиях (жаркий или холодный климат, эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная полная загрузка машины и т.п.) масло подлежит замене через каждые 25 тыс. километров (один раз в год).
В некоторых дорогих моделях автомобилей (например, BMW 750) по инструкции замена масла вообще не предусмотрена. Однако в любом случае качество масла в АКПП Вашего автомобиля необходимо регулярно (1 раз в неделю) проверять. Придерживаться установленных сроков замены следует, если в процессе эксплуатации не происходит значительного изменения качества масла или Вы не попадали в сложные условия движения (не застревали, не буксировали другой автомобиль и т.п.).
В случае потемнения масла или приобретения им горелого запаха необходимо его заменить, не дожидаясь планового срока.
При замене масла в АКПП необходимо менять также прокладку поддона и фильтр. В некоторых типах АКПП замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр не доступен без снятия и разборки АКПП (например, в Daewoo Espero, Nissan Maxima с коробкой RE4F02A, SAAB 900 и 95, Volvo 850, переднеприводных моделях Opel с четырехскоростной АКПП).
При покупке автомобиля с "автоматом" проследите за тем, чтобы масло в АКПП не имело коричневого оттенка (было прозрачным) или горелого запаха.
Капните немного масла со щупа на белую бумажную салфетку и убедитесь, что оно легко впитывается и не имеет посторонних включений. Если в прозрачном и ярком масле различаются мелкие черные частицы, АКПП, скорее всего, неисправна.
Зачастую на щупе можно увидеть черный налет. В этом случае его необходимо хорошо вытереть и снова проанализировать состояние масла. Если налет повторно не появился, значит он был следствием того, что щуп долгое время не использовался. Не лишним будет заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что антифриз прозрачный и не содержит водо-масляной эмульсии.
Какие масла используются в автоматических коробках передач, кроме специально предназначенных для АКПП?
В переднеприводных конструкциях АКПП, а также в некоторых полноприводных компоновках трансмиссий (например Audi или Subaru) главная передача и дифференциал располагаются в одном картере с коробкой передач. Такая компоновка, при которой главная передача находится в заднем мосту, называется transaxle (а не transmission). Если главная пара находится в одном корпусе с АКПП и представляет собой гипоидную передачу, то в картер дифференциала заливается масло для гипоидных передач (раздельная смазка).
В остальных случаях смазка может быть как раздельной, так и совместной. В случае цилиндрического косозубого зацепления в главной передаче для ее смазки используется, как правило, масло для AКПП. Проверка уровня масла в дифференциале при совместной смазке не требуется. В случае раздельной смазки, как правило, имеется контрольная пробка или щуп.
Последовательность действий при замене масла в АКПП такая же, как и при замене масла в двигателе. Сливаем старое масло, меняем фильтр, заливаем новое. В большинстве случаев для замены фильтра требуется снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без демонтажа и разборки АКПП. В этом случае замена масла происходит без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется и прокладка поддона. Обычно фильтр и прокладка продаются в одном наборе (Filter kit). На некоторых моделях поддон ставится без прокладки на герметик. Если фильтр выполнен в виде мелкой металлической сетки и не имеет повреждений, то можно оставить старый, промыв и продув его сжатым воздухом.
Перед установкой фильтра на место проверьте качество уплотнения его посадочного отверстия. Затягивать болты крепления фильтра и поддона следует строго определенными моментами, оговоренными в инструкции по эксплуатации автомобиля. После залива свежего масла необходимо завести двигатель и, удерживая машину тормозом, переместить РВД (рычаг выбора диапазона) по всем положениям, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем установить его в положение "Р" или "N", проверить уровень масла и довести его до отметки, соответствующей холодному состоянию масла.
Окончательно проверять уровень масла следует только после 15-20 километров пробега, когда его температура достигнет рабочего значения.
В процессе замены масла следует оценить наличие продуктов износа в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Немного пыли цветных металлов в масле и небольшой серый налет на магнитах можно считать нормой. Кусочки пластмассы, металлов, наличие черных чешуек или глиноподобных отложений в поддоне свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалобы на работу трансмиссии пока отсутствуют.
Оправдано ли использование присадок к ATF?
Современные масла уже имеют в своем составе все необходимые присадки. В большинстве случаев проблемы в работе АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс, и ни замена масла, ни присадки его не остановят. Единственным способом восстановления работоспособности трансмиссии является ее капитальный ремонт.
Что означают символы положения рычага выбора диапазона и зачем они нужны?
Рычаг выбора диапазона работы коробки передач имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разное. Обязательными являются положения, обозначенные буквами "Р", "R" и "N". Позиция "P" выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении РВД в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. В этом режиме разрешен запуск двигателя.
Позиция "R" – задний ход. Перевод рычага в положение "R" во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение РВД запуск двигателя невозможен. В позиции "N" либо выключены все элементы управления коробки передач, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. В этом режиме разрешен запуск двигателя. Для автомобилей, оборудованных четырехскоростными коробками передач, РВД имеет, как правило, четыре положения движения вперед: "D", "3", "2" и "1"("L"). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен.
Диапазон "D" – основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его. Диапазон "3" разрешает движение на первых трех передачах. Его рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок. Диапазон "2" разрешает движение только на первой и второй передачах.
Рекомендуется использовать его на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи в этом диапазоне запрещено. Диапазон "1" предназначен для движения только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем, поэтому его рекомендуется использовать на крутых спусках.
На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки "OD". Если она находится в утопленном состоянии, а РВД установлен в положение "D", то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления при этом отражается с помощью индикатора "O/D OFF". В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается.
Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели)? Что такое зимний режим?
На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов управления переключением передач, например, экономичная, спортивная, зимняя и другие программы.
Экономичная программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер. Спортивная программа, напротив, предназначена для максимального использования мощности двигателя.
Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения. Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые, в зависимости от марки автомобиля, могут иметь обозначение "POWER", "S", "SPORT", "AUTO", "A/T MODE" и т.п.
Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге (зимняя программа). Для ее активизации также имеется специальная кнопка со своим обозначением ("WINTER", "W", "HOLD", "*" и т.п.). В случае ее действия возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.
Что такое овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях: драйв или овердрайв?
В терминологии американских автомобилестроителей overdrive означает "повышающая передача". Обычно она обозначается как "OD" или "D". Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.
Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?
Можно, но не во все положения. Категорически запрещается переводить РВД в положения "Р" и "R" при движении вперед – только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение "N", поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем, и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. Во все остальные положения переводить РВД можно или даже нужно. Например, перевод РВД из положения "3" в положение "2" увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.
Следует ли переводить рычаг выбора диапазона в положение "N" при остановке у светофора?
Имеет смысл делать это только при длительных остановках в уличных пробках (особенно жаркую погоду) для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробке. В остальных случаях не рекомендуется.
Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если рычаг выбора диапазона находится в положении "P"?
Для надежной фиксации автомобиля на стоянке (на относительно ровных участках) исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Однако если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем вначале необходимо затянуть "ручник" и только после этого установить РВД в положение "Р". Так Вы освободите механизм блокировки выходного вала АКПП от дополнительной нагрузки, связанной со стремлением автомобиля скатиться вниз.
Как определить количество передач в АКПП?
В японских автомобилях четырехскоростную АКПП можно опознать по дополнительной кнопке на РВД, которая имеет маркировку "OD OFF" либо "Hold". Если такой кнопки нет, то, скорее всего, АКПП трехскоростная без повышающей передачи. В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП маркируется символами PRND21, четырехскоростных – PRND3, пятискоростных – PRND4. В американских автомобилях о наличии четвертой (а иногда и пятой) повышающей передачи говорит символ "D в круге".
Имея некоторый опыт, определить количество передач можно и практическим путем, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом необходимо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не таким заметным, как во время переключения передач).
Как буксировать автомобиль с АКПП?
В этом вопросе нет единого мнения. Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Немного проще у Chrysler с передним приводом. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП – со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. Однако предпочтительным способом транспортировки автомобилей с неисправной АКПП является эвакуатор.
Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, значит, уверенности в наличии смазки нет. Косвенно работоспособность насоса оценить можно, сравнив уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если он не меняется, о буксировке даже не думайте. Если буксировка все же возможна, осуществляйте ее при работающем двигателе и установке РВД в положение "N".
Нужно ли прогревать автомобиль с АКПП перед началом движения?
В холодное время года до начала движения масло в АКПП лучше немного прогреть. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд, затем включить один из диапазонов движения и несколько минут удерживать автомобиль тормозом. Двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.
В чем заключаются основные достоинства и недостатки АКПП?
Автоматическая трансмиссия увеличивает комфортность вождения. Отсутствие необходимости выбора нужной передачи позволяет сосредоточиться на вождении, что в сложной дорожной ситуации не помешает даже опытному водителю. Благодаря наличию гидротрансформатора АКПП создает более благоприятные условия эксплуатации как для двигателя, так и для ходовой части, что увеличивает их ресурс, а система управления работой автоматической трансмиссии предотвращает возникновение перегрузок двигателя и ходовой части автомобиля из-за ошибок водителя.
Автомобиль с АКПП оборудован системой пассивной безопасности, которая не позволяет завести двигатель в положениях РВД, отличных от "P" и "N", а также предотвращает самопроизвольное движение автомобиля при стоянке на неровной площадке (т.к. извлечь ключ из замка зажигания можно только в положении РВД "P").
К недостаткам АКПП следует отнести более низкий, чем у механической трансмиссии, КПД (из-за потерь в гидротрансформаторе), что увеличивает расход топлива.
Хотя современные автоматические трансмиссии в некоторых режимах движения позволяют добиться более высокой экономичности по сравнению с механическими КПП за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и "интеллектуального" управления блокировкой гидротрансформатора.
Другой недостаток автомобилей АКПП – несколько худшие динамические показатели разгона. Однако разница не столь велика и для основной массы водителей несущественна.
Что такое кикдаун (kickdown)?
Если во время движения нажать до упора педаль управления дроссельной заслонкой, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона.
Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы. Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.
Как выглядит система охлаждения АКПП?
Главным источником тепловыделения в АКПП является гидротрансформатор. Причем при больших нагрузках выделение тепла достаточно велико. Рабочая температура трансмиссии сравнима с температурой двигателя, а может и превышать ее. Поэтому автомобили с АКПП имеют специальную систему охлаждения, радиатор которой либо встроен в радиатор системы охлаждения двигателя, либо установлен отдельно и охлаждается воздушным потоком.
На старых автомобилях с малым объемом двигателя встречаются коробки, имеющие воздушную систему охлаждения. На корпусе гидротрансформатора имеются дополнительные внешние лопатки, с помощью которых и организуют поток воздуха для отвода тепла.
Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?
Перед началом движения следует нажать на педаль тормоза, а затем перевести РВД в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.
Какие доступные методы проверки состояния АКПП существуют? Что такое Stall-Test?
Время включения передачи при перемещении РВД из "N" в "D" или "R" не должно существенно превышать 1-1,5 сек. О включении передачи можно судить по характерному толчку. Обратите внимание на качество переключений во время обкатки. При переключениях передач не должно быть "ударов", вибрации и посторонних шумов. Момент переключения передач не должен сопровождаться повышением оборотов двигателя.
Опытный водитель по поведению машины на дороге может сделать квалифицированное предварительное заключение о состоянии автоматической трансмиссии. Еще одним простым методом проверки состояния АКПП является Stall-Test. Суть этого теста заключается в определении оборотов двигателя при полностью заторможенном автомобиле и нажатой до упора педали управления дроссельной заслонкой.
По величине этих оборотов можно судить об исправности некоторых элементов АКПП. Сразу же оговоримся, что Stall-Test должен выполнять опытных механик, в противном случае Вы сами можете вывести АКПП из строя. Кроме того, для анализа работоспособности АКПП необходимо знать номинальное значение оборотов двигателя во время Stall-Testа, без которых этот тест не информативен.
Можно ли обойтись без ремонта АКПП, если автомобиль иногда невозможно привести в движение?
Владельцы автомобилей с "электронными" АКПП в случае отсутствия движения надеются, что все проблемы заключаются в отказавших датчиках. Однако алгоритмы управления не предусматривают блокировки движения в случае каких-либо отказов в системе. Т.е. даже если от исправной АКПП оторвать все провода и датчики, автомобиль при снижении динамики не потеряет возможности двигаться.
Даже периодическое отсутствие движения вперед или назад свидетельствует о серьезных проблемах в механической части АКПП. Решение этих проблем только одно – ремонт.
Чем отличаются "гидравлические" и "электронные" АКПП?
Сами АКПП одинаковы, основное отличие заключается в системах управления. Систему управления условно можно разделить на три части: формирующую сигналы состояния АКПП и органов ее управления; анализирующую и исполнительную. В "гидравлической" АКПП работоспособность всех этих трех частей обеспечивает гидравлика путем формирования соответствующих давлений.
В электронной АКПП все сигналы (входные и выходные) формируются электрическим путем, и только в конце цепочки сигналов используется гидравлика. Кроме того, для анализа поступающей информации и принятия решения используется электронный блок управления (компьютер). Это позволяет сделать систему управления АКПП более гибкой, обеспечивающей недоступные для гидравлической системы управления режимы работы АКПП.
Что такое адаптивные автоматические коробки передач?
Этот термин больше относится к системе управления, чем к самой АКПП. К появлению адаптивных коробок передач привело развитие "электронных" АКПП. Бортовой компьютер адаптивных коробок передач следит за манерой водителя управлять автомобилем, подстраиваясь под нее соответствующим образом. Кроме того, в алгоритм работы такого компьютера заложен учет износа в АКПП фрикционных элементов управления. Все это привело не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к увеличению его ресурса и экономичности.
Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?
Это система управления работой АКПП, в которой, наряду с автоматическим, предусмотрен полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия: Autostick, Steptronic, Tiptronic. Он реализуется только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП. РВД в них имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick.
Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения "+"("Up") и "-"("Dn"), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. Режим Autostick является, скорее, полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер не перестает контролировать действия водителя и не позволяет ему, например, тронуться с высшей передачи или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же создается полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение "D".