Утечка масла из автоматической коробки передач может стать причиной выгорания пакета фрикционов, механической деформации деталей АКПП или повреждения гидротрансформатора.
При обнаружении следов трансмиссионной жидкости на элементах коробки или под капотом автомобиля необходимо немедленно устранить проблему, чтобы не допустить серьезных последствий.
Причины утечки масла из АКПП
Утечку трансмиссионной жидкости можно определить двумя способами:
- Выявив снижение уровня масла по контрольному щупу внутри коробки
- Обнаружив подтеки под автомобилем после длительной стоянки
Отличить трансмиссионное масло от моторного можно по цвету и степени вязкости – жидкость АКПП имеет красный оттенок более густую консистенцию.
Наиболее распространенными причинами утечки трансмиссионного масла являются:
- Износ и повреждение резиновых уплотнений коробки (сальников и прокладок)
- Естественная выработка валов в местах установки сальников
- Высыхание герметика между картером и корпусом АКПП
- Износ уплотнительного элемента на валу привода коробки к спидометру
- Неправильное расположение контрольного щупа в АКПП
- Неверная установка сливной пробки или датчика заднего хода
- Механическое повреждение корпуса АКПП
Важно помнить, что на начальных стадиях подтеки трансмиссионного масла под днищем автомобиля бывает сложно заметить. Поэтому определить утечку жидкости АКПП можно только при помощи регулярной проверки контрольным щупом.
При обнаружении значительной утечки, которая часто возникает по причине повреждения радиатора охлаждения или внешних магистральных патрубков коробки-автомата, дальнейшая эксплуатации транспортного средства крайне не рекомендована.
Если масло вытекло во время движения автомобиля, лучше отказаться от попыток его дальнейшей эксплуатации или буксировки машины без вывешивания ведущих колес. Самое правильное решение – воспользоваться эвакуатором.
В том случае, если автопроизводитель разрешает буксировку на небольшие расстояния (для некоторых моделей в мануале имеется прямой запрет), то перед началом процесса необходимо перевести селектор АКПП в положение «N».
Далее следует придерживаться правила буксировки «50 на 50» (расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/ч).
Игнорирование данного правила может привести к выходу из строя подшипников коробки по причине перегрева (особенно с учетом снижения уровня масла), а также дифференциала.
В заднеприводных автомобилях с АКПП риск получить серьезные повреждения коробки по причине нехватки масла выше. Дело в том, что такие машины оснащены большими коробками с плоскими длинными поддонами.
На подъемах и во время ускорения масло смещается, оставляя отверстие фильтра для забора жидкости в насос открытым. В результате он захватывает воздух, что приводит к снижению давления жидкости в системе со всеми вытекающими последствиями.
Последствия дефицита трансмиссионной жидкости
Во время спокойной езды по ровным дорогам или накатом в момент спуска нагрузки на трансмиссию минимальны. Поэтому даже в случае недостаточно уровня жидкости в АКПП риски серьезно повредить агрегат минимальны.
Ситуация меняется, если водитель нагружает двигатель и коробку. В этом случае нехватка масла приводит к снижению давления и пробуксовкам фрикционов АКПП. «Автомат» может начать переключаться рывками или с задержкой, сбрасывать повышенные передачи на пониженные, буксовать и работать жестко.
Такое часто происходит в случае, если автомобиль не имеет дополнительной защиты поддона АКПП. Обычно он расположен низко, и при наезде на препятствие велик риск пробить или сместить его, нарушив герметичность.
Если продолжить движение и проигнорировать признаки утечки трансмиссионной жидкости, коробка будет работать до тех пор, пока все пакеты фрикционов не «сгорят» из-за нехватки масла. Именно пробуксовка АКПП приводит к выходу из строя фрикционных дисков.
Как предотвратить проблему?
Для увеличения ресурса АКПП необходимо соблюдать регламент ее обслуживания и своевременно менять расходники: трансмиссионную жидкость, систему фильтрации, резинотехнические элементы.
Предотвратить возможные утечки масла поможет ряд несложных мероприятий. В первую очередь, это прогрев АКПП в холодное время года. При низких температурах плотность и вязкость трансмиссионной жидкости меняется. Начало эксплуатации автомобиля с непрогретой коробкой передач может стать причиной повреждения сальников по периметру АКПП из-за переизбытка давления масла в линейных магистралях.
Обязательно следует регулярно контролировать уровень жидкости в АКПП – из-за переизбытка или недостатка она может вспениваться, что нарушает работу маслонасоса, приводит к засорению гидроблока и повреждению фрикционов.
Особое внимание проблеме утечки масла необходимо уделять при большом пробеге автомобиля – трансмиссия подвергается естественной выработке, поэтому рано или поздно потребует капитального ремонта.