Гипоидное масло представляет собой смесь нефтяных масел с добавлением различных присадок, которые усиливают противозадирные свойства материала. Оно применяется в некоторых узлах трансмиссии, механизмах рулевого управления и некоторых узлах промышленного оборудования.

Что такое гипоидная передача?

Гипоидная передача
Гипоидная передача (гиперболоидная, ГП) – это особый вид винтовых зубчатых передач, которые представляют собой конические колеса со скрещивающимися осями. Данный узел изобрели 1926 году. Главным его назначением было снижение центра масс в легковых автомобилях.

Сегодня гипоидные передачи применяются в приборостроении, автомобилях, тракторах, железнодорожных дрезинах, динамо-машинах ж/д вагонов, промышленном оборудовании и т.д.


Гипоидные, по сравнению с другими типами шестерен, имеют меньшие габариты при аналогичных характеристиках. Также в гипоидной передаче нагрузка, действующая на отдельный зуб, меньше. Это обеспечивает длительную и надежную работу шестерен, а также позволяет им передавать большую нагрузку. По сравнению с коническими и цилиндрическими передачами гипоидные менее шумные.


К сожалению, гипоидные передачи не лишены и минусов:

  • Повышенная вероятность заедания, которая возникает вследствие скольжения вдоль линии контакта
  • Требуют специальных трансмиссионных масел
  • Стоят дороже прочих видов передач

Что такое гипоидное масло?

Масло для гипоидных передач – это трансмиссионная жидкость, предназначенная для работы в условиях сверхвысоких механических нагрузок. В процессе производства к базовой основе добавляется большое количество специальных противозадирных присадок. Такие масла относятся к категории трансмиссионных жидкостей GL-4, GL-5, GL-6. Они предназначены для оборудования и техники, где присутствует гипоидная шестерня.


Гипоидные масла используются в карданах, редукторах легковых и грузовых автомобилей, вертолетах, промышленных станках и т.д.


Зубья ГП имеют ограниченную площадь зацепления и небольшое пятно контакта, поэтому все усилия здесь точечные. Благодаря этому значительно повышается удельное давление в определенных точках. Минус состоит в том, что в таких условиях эксплуатации очень быстро образуются задиры.

Во избежание подобных проблем следует применять специальные гипоидные масла, которые в месте контакта образуют прочную защитную пленку, которая снижает коэффициент трения.

Характеристики гипоидного масла

Гипоидные масла в своем составе содержат до 3-4 % серы. Одновременно это является как плюсом, так и минусом: предотвращается схватывание металлических поверхностей под воздействием экстремальных нагрузок, но детали окисляются.

Производители, чтобы уравнять эти процессы, вводят в состав специальные присадки. Наиболее популярная – Molyvan L. Она не только препятствует окислению, но и значительно увеличивает защитные показатели жидкостей в условиях высоких контактных нагрузок. Их концентрация может достигать 5 %.


Основной характеристикой гипоидных масел является вязкость. По SAE она предусматривает семь классов: четыре зимних и три летних. В обозначении зимнего масла присутствует бука W (SAE 70W, 75W 80W, 85W). Маркировка летних масел выглядит следующим образом: SAE 90, 140, 250.


Как правило сезонные масла не очень популярны ввиду того, что они не вырабатывают свой ресурс, поэтому приходится менять достаточно свежее масло на новое. Наибольшим спросом пользуются всесезонные жидкости с двойной маркировкой, например 80W-90.

Выбор масла

Хорошим гипоидным маслом можно считать то, которое удовлетворяет условиям эксплуатации конкретного узла. Это обусловлено тем, что гипоидная передача на одном автомобиле может существенно отличаться от такого узла на другом транспортном средстве.


Ключевыми факторами подбора здесь будут:

  • Смещение оси
  • Скорость вращения
  • Ударная нагрузка
  • Показатель крутящего момента и т.д.

Самый простой способ правильного подбора трансмиссионного масла – обращение к руководству по эксплуатации транспортного средства или оборудования. В нем производитель точно указывает такие нюансы как характеристики, срок замены и т.д.

Следует помнить, что каждая трансмиссионная жидкость обладает определенным сроком годности. Она не предназначена для длительного хранения, поэтому покупать масло следует лишь с небольшим запасом на долив. При хранении открытой гипоидной жидкости она с течением времени утрачивает свои свойства и приходит в негодность.


Маловероятно, что ранее купленное масло "доживет" до следующей плановой замены.

Популярные гипоидные масла

Производителей, выпускающих качественные материалы, на рынке достаточно. Но есть масла, которые лучше не применять. Объективно оценить продукцию сложно, так как назначение и характеристики у каждой жидкости разные. Например, продукт идеально подходит к одной группе автомобилей, но совершенно не соответствует требованиям других машин.


Эксперты и автовладельцы выделяют следующие продукты.

ZIC G-F Top



ZIC G-F Top – трансмиссионное масло корейского производства. Рекомендуется к применению для снижения уровня шума КПП и дополнительной защиты ее элементов от задиров. Материал отлично работает в тяжелых условиях эксплуатации в широком диапазоне рабочих температур.



Liqui Moly Hypoid Getriebeoil


Liqui Moly Hypoid Getriebeoil – масло, разработанное специально для гипоидных передач. Отличается отличной текучестью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Сохраняет стабильность и не теряет своих свойств при низких температурах вплоть до -40 °С. Надежно защищает узлы от износа, коррозии и увеличивает их срок службы.




Total Transmission Syn FE

Total Transmission Syn FE – достаточно популярное трансмиссионное масло. Уровень защиты от задиров равен 58,8 единицам, что является достаточно неплохим показателем, к которому стремятся многие производители. Обладает малой текучестью при низких температурах, поэтому не подходит для использования в холодном климате. По уровню защиты от механического износа уступает нижеследующим материалам.



Mobil Mobilube


Mobil Mobilube – трансмиссионное масло, которое хорошо зарекомендовало себя в гипоидных передачах. Обладает высокими вязкостными характеристиками и отличается хорошей термостабильностью, т.е. не теряет своих свойств при изменении температуры. Имеет длительный срок службы, обеспечивает надежную защиту от окисления и термических разрушительных процессов. Относится к группе API GL-4/GL-5.



Castrol Syntrans Transaxle


Castrol Syntrans Transaxle – очень популярное трансмиссионное масло, которое неизменно занимает лидирующие позиции различных рейтингов. Отличается высокой текучестью при низких температурах, препятствует образованию задиров, имеет доступную стоимость. Коэффициент износа составляет 59,4.




Motul Gear 300


Motul Gear 300 – наиболее популярное масло для гипоидных передач. Обладает самым высоким показателем защиты от задиров – 60,1 единица. Жидкость образует прочную защитную пленку, которая обеспечивает минимальный коэффициент трения между поверхностями. Показатель износа составляет 0,75 мм. Единственный недостаток масла – слабая текучесть при отрицательных температурах.


Нельзя точно определить лучшее гипоидное масло. Ведь выбор жидкости напрямую зависит от условий эксплуатации и целого ряда параметров. Главное, что нужно запомнить – для гипоидных передач подходит только гипоидное масло. Обычная трансмиссионная жидкость потенциально опасна для такого рода узлов и ее применение может привести к непредсказуемым последствиям.