Поклонников автомобилей марки Toyota в России достаточно много. Несмотря на то, что эти японские машины стоят далеко не дешево, они пользуются спросом за счет отличного качества, надежности и привлекательного дизайна.
Значительная часть водителей, особенно городских и начинающих, предпочитают автомобили Тойота с автоматической коробкой передач. Такие АКПП удобнее и проще в эксплуатации, однако в обслуживании требовательнее, чем механические.
Любой автовладелец наверняка знает, как проверить уровень масла в «автомате» и какие жидкости можно в него заливать. Однако к самостоятельной замене масла в АКПП Тойота многие прибегать не рискуют, так как считают этот процесс слишком сложным. Рассмотрим, так ли это на самом деле.
Особенности обслуживания автоматической коробки передач Toyota
Автоматические коробки передач являются более сложными конструкциями по сравнению с механическими. В них предусмотрено большое количество подвижных элементов, которые обязательно нуждаются в эффективной смазке. В противном случае они начнут быстро изнашиваться, что может повлечь серьезные поломки.
Именно потому недооценивать роль качественного трансмиссионного масла в АКПП нельзя. Оно одновременно выполняет несколько функций:
- Рассеивает тепло
- Передает крутящий момент в гидротрансформаторах
- Смазывает шестерни, подшипники, другие движущиеся и трущиеся детали
- Способствует корректной и плавной работе коробки
- Работает как гидравлическая жидкость для системы управления АКПП
В коробке-автомат категорически запрещается использовать трансмиссионные масла, предназначенные для «механики». Допускается применять только специальные ATF жидкости. Они могут иметь как минеральную, так и синтетическую основу, но обязательно содержат богатый пакет присадок.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
В условиях активной эксплуатации коробки и повышенной нагрузки жидкость ATF начинает «стареть», т.е. терять свои изначальные свойства и характеристики. В определенный момент становится необходимой ее замена. Данную процедуру вполне можно провести самостоятельно, выполняя определенную последовательность действий.
Самостоятельная замена масла в АКПП Тойота. Пошаговая инструкция
Решив менять масло в АКПП Тойота самостоятельно, вы должны знать, что сможете сделать это только частично. Такой тип процедуры специалисты советуют проводить в промежутке между плановой полной заменой трансмиссионной жидкости, через 20-30 тысяч километров пробега после последней профессиональной смены.
Если вы хотите максимально полностью поменять масло, не обращаясь в автосервис, процедуру потребуется повторить несколько раз с интервалом в 500-1000 км. Так постепенно удастся вытеснить старую жидкость, заменив ее свежей.
Итак, для самостоятельной замены масла в АКПП Тойота вам потребуются:
- Набор ключей и отверток
- Пустая тара для слива старой жидкости (около 5 л)
- Воронка или шланг для заливки нового масла
- Ветошь
- Керосин, бензин или промывочная жидкость для карбюратора
- Новый масляный фильтр
- Свежее трансмиссионное масло
- Спецодежда и средства защиты (перчатки, очки)
Процедура замены трансмиссионного автомасла на разных моделях Тойота практически идентична. Разница может быть в расположении некоторых элементов, наличии защиты картера, удобстве заливки новой жидкости и пр. Чтобы поменять масло, следуйте инструкции.
Прогрейте автомобиль, проехав несколько километров или запустив двигатель на холостых оборотах на 10-15 минут. Во время прогрева перемещайте селектор АКПП во все положения, чтобы прогнать масло по системе, поднять со дна осадок и увеличить текучесть жидкости.
Заглушите мотор, подождите несколько минут, чтобы двигатель и коробка остыли, а масло стекло в картер. Будьте аккуратны, поскольку жидкость горячая и можно обжечься.
Поместите машину над смотровой ямой, зафиксируйте селектор коробки в положении паркинга и убедитесь, что автомобиль располагается ровно на горизонтальной поверхности. Это позволит слить максимально возможное количество жидкости из картера АКПП.
Открутите защиту картера, найдите сливную пробку коробки передач. Прежде чем снять крышку полностью, подставьте под нее пустую тару. Если пробка изношена или деформирована, следует поменять ее полностью или заменить уплотнительную прокладку.
Снимите поддон масляного картера. В нем находятся остатки масла, поэтому демонтируйте аккуратно. На поддоне предусмотрен магнит, который служит для сбора металлической стружки. Очистите поддон. Для этого подойдет обычный бензин, керосин или промывка для карбюраторов. Тщательно удалите все загрязнения и насухо протрите поддон.
Снимите старый масляный фильтр и установите на его место новый. Поменяйте прокладку поддона и поставьте все на свои места. Закрутите пробку сливного отверстия.
Через заливное отверстие, которое одновременно выступает раструбом для щупа, залейте необходимое количество свежего трансмиссионного масла (на разных моделях Тойота оно может колебаться от 1,6 до 6 л, поэтому внимательно читайте инструкцию).
Завершите процедуру замены масла повторным прогревом двигателя. Перемещайте селектор коробки во все положения, останавливаясь на каждом из режимов по несколько секунд. Затем проверьте уровень масла и при необходимости долейте недостающее количество.
Убедитесь, что отсутствуют следы утечки жидкости: обычно это происходит через сливную пробку, негерметичный поддон или плохо закрученный фильтр.
Периодичность замены жидкости
Для каждой конкретной модели автомобиля Тойота завод-производитель предусматривает свои интервалы замены жидкости в АКПП. Справедливо, однако, будет заметить, что указанный в руководстве по эксплуатации период условный. Его рассчитывают, исходя из щадящего режима работы коробки: плавного торможения, аккуратного разгона, отсутствия резких переходов с передачи на передачу.
По факту периоды замены значительно меньше. Под действием разных факторов скорость износа масла увеличивается, что требует сокращения межсервисного интервала.
Вот лишь несколько таких факторов:
- Перевозка тяжелых грузов и большого количества людей
- Буксировка прицепа
- Езда по снегу, гравию, песку и грунтовым дорогам
- Чрезмерно жаркий климат
- Пониженные температуры воздуха
- Регулярная эксплуатация авто в городских условиях, где приходится долго стоять в пробках и часто переключать передачи
В щадящих (идеальных) условиях срок замены масла в АКПП составляет до 120 тыс. км. В случае наличия некоторых провоцирующих факторов интервал рекомендуется сократить до 80 тыс. км. Автомобили Тойота, оснащенные коробкой-автоматом, но выпущенные в 2000 году и раньше, лучше обслуживать не реже каждых 30-40 тыс. км пробега.
Если нарушать эти рекомендации и продолжать эксплуатировать автомобиль со старым трансмиссионным маслом более 100-150 тыс. км, возрастает риск выхода АКПП из строя и ее дорогостоящей замены.