На многих современных автомобилях вместо «классических» гидромеханических АКПП установлены вариаторные коробки передач CVT.

По принципу работы они схожи с АКПП, однако считаются наиболее экономичными и комфортными в управлении, обеспечивают улучшенные динамические показатели.

Исправность и срок службы вариатора во многом зависят от соблюдения правил их эксплуатации и качества обслуживания.


Рассмотрим, как заменить масло в CVT, с какой периодичностью требуется это делать и на что обратить внимание при подборе смазочной жидкости.

Устройство и принцип работы вариатора

Вариатор отличается простой и компактной конструкцией. Вместо объемного набора валов, шестерен и коромысел, он включает два шкива с переменным передаточным отношением.

Принцип работы вариатора следующий: от двигателя к приводному валу (непосредственно к ступицам колес) крутящий момент передается с помощью клиновидного ремня.

Некоторые эксперты называют этот ремень цепной передачей. Отчасти, они правы, поскольку он представляет собой набор металлических звеньев, соединенных между собой особым образом.

Передаточное отношение, которое приводит к изменению скорости вращения трансмиссионного вала, варьируется благодаря синхронной смене диаметров шкивов. Сдвигаясь и раздвигаясь, они с высокой точностью регулируют обороты колес.


Устройство вариатора


Для сжатия и удержания половин шкивов применяется трансмиссионное масло, специально разработанное для вариаторов. Жидкость закачивается в цилиндры и сильно сдавливает шкивы.


Вся конструкция непрерывно смазывается в местах соприкосновения ремня (цепи) и шкива. Попутно обеспечивается охлаждение: постоянное трение металла о металл сильно нагревает механизм вариатора.

Как проверить состояние масла?

Проще всего проверить состояние масла методом капельной пробы. Вытащите щуп и нанесите небольшое количество жидкости на чистую белую салфетку. Мутность пятна свидетельствует о большом количестве взвеси продуктов износа пакетов фрикционов. Это может негативно сказаться на масляных каналах и работе соленоидов.

Запах гари от масла указывает на то, что оно неоднократно перегревалось вследствие неисправности системы охлаждения вариатора либо падения давления в системе смазки.

В зависимости от года выпуска и модели КПП, в вариатор может быть залита жидкость синего, зеленого или красного цвета. Именно поэтому для наглядного сравнения при капельной пробе желательно иметь образец нового масла.

Электронный блок управления многих современных вариаторов (Toyota, Nissan и др.) оборудован счетчиком старения трансмиссионной жидкости. Он автоматически вычисляет остаточный ресурс масла.

При расчете учитывается общее время работы вариатора, температура жидкости, режимные нагрузки. К примеру, Тойота рекомендует менять масло CVT при достижении 210 000 единиц на счетчике старения.


Счетчик старения масла в вариаторе

Замена масла в вариаторе: тонкости и нюансы

Менять масло в вариаторе, как и в традиционном «автомате» или «роботе», можно частично или полностью. Рассмотрим оба варианта подробнее.


Частичная замена


Частичную замену масла можно провести собственными силами.

Перед проведением процедуры следует прогреть КПП, проехав на автомобиле 10-15 км с частой сменой режима работы вариатора.

Затем машина ставится на подъемник или смотровую яму. Сливная и заливная пробки откручиваются, отработка сливается в заранее подготовленную емкость, а затем в мерную посуду – в целях определения объема масла.

Такое же количество свежей жидкости заливается в CVT. В результате масляный состав «обновится» на 30-40 %.

Чтобы полностью заменить масло, потребуется повторять вышеописанную процедуру минимум 3-4 раза (с интервалом 500-700 км). После первого и последнего подходов рекомендуется выполнить двойную замену всех фильтров АКПП и промывку поддона.


Полная (аппаратная) замена


Наиболее полная и качественная замена масла в вариаторе возможна только в специализированном сервисном центре. Процедура выполняется методом вытеснения (замещения) старой жидкости новой на специальном оборудовании.


Аппаратная замена масла в вариаторе


Устройство подключается к патрубкам радиатора системы охлаждения вариатора и подает свежее масло под давлением. Аппарат имеет смотровые окошки для контроля процесса прокачки и определения степени очистки по цвету жидкости.

Аппаратная замена масла позволяет перед его закачкой промыть вариатор – для этой цели используется как обычное масло, так и специальные промывочные составы.

Периодичность замены масла

Конкретный срок замены масла в вариаторе определяет производитель автомобиля. В среднем, он составляет 40-50 тыс. км пробега (в зависимости от модели машины и типа двигателя).


В два раза чаще жидкость необходимо менять при:

  • Эксплуатации автомобиля в условиях сильной запыленности или в высокогорной местности
  • Частых коротких поездках
  • Нахождении в сложных климатических условиях
  • Передвижении по рыхлому покрытию, дорогам, прошедшим обработку реагентами
  • Буксировке прицепа


Если учесть, что даже обычные поездки по городу в режиме старт-стоп, пробуксовки, резкие разгоны и остановки уже можно считать тяжелыми условиями, то становится понятно, что вариатор требует к себе особого внимания.

Все перечисленные факторы приводят к ускоренному старению трансмиссионного масла и потере им своих свойств, что особенно важно именно для CVT.

Подбор смазочной жидкости

Существуют достаточное количество масел от разных производителей, которые можно заливать в вариатор. Ниже приведены несколько примеров.


Idemitsu CVTF


идемитсу.png


Масло, разработанное с использованием новейших технологий компании Idemitsu. Подходит для вариаторов типа Jatco, устанавливаемых на автомобили Peugeot, Suzuki, Nissan, Renault, Mitsubishi, Infiniti , Dodge и Citroen. Жидкость позволяет переключать скоростные режимы плавно и бесшумно.


Honda HCF-2


tgjgj.png


Специальная трансмиссионная жидкость для автомобилей, укомплектованных вариатором Honda HCF-2 0,946л. Подходит также для новых моделей Хонда CR-V с объемом двигателя 2,4, выпущенных после 2015 года.


Amsoil Synthetic CVT Fluid


716818106_w640_h640_amsoil-maslo-transmissionnoe.jpg


Масло для вариаторов Suzuki (кроме тех, что установлены на мотоциклы). CVT Fluid обладает характеристиками смазок Nissan NS-2 и Mitsubishi J1.


Pentosin CVT 1


Pentosin CVT 1


100 % синтетическая жидкость, подходящая для вариаторов автомобилей Toyota, Mercedes, Subaru, Audi и др. Исключение составляют коробки тороидальной модели, которыми могут быть оборудованы машины Nissan. Pentosin CVT 1 может стать отличной заменой для вариаторных масел бренда Toyota.