Первая спецификация типа "Dexron" на жидкость для автоматических коробок передач (ATF – Automatic Transmission Fluid)  была выпущена корпорацией GM еще в 1967 году (Dexron B).

Впоследствии спецификации регулярно обновлялись. Появившаяся в 1973 году Dexron II (DIIC) стала всемирным стандартом ATF. Dexron IID, выпущенную в 1981 году, сегодня мы знаем под маркой "Dexron II". Усовершенствованная спецификация Dexron IIE (1991) имела уже синтетическую основу (в отличие от минеральной DIID) и обладала лучшими вязкостно-температурными свойствами. Dexron III (DIIIF) (1993) отвечала новым требованиям к фрикционным и вязкостным свойствам. Большое распространение получила синтетическая ATF Dexron IV, выпущенная в 1999 году.

От GM старался не отставать и Ford со своей спецификацией "Mercon". Однако несмотря на более частое обновление такого распространения она не получила. ATF Mercon официально полностью унифицируется с Dexron (например, DIII/MerconV).

Третий крупнейший автопроизводитель Chrysler пошел своим путем и выпустил линейку ATF Mopar. Так же поступил и Mitsubishi (ММС), ассоциированный ныне с Chrysler. На азиатском рынке они используют спецификацию ММС ATF SP (от Diamond), a Hyundai – и свою фирменную (genuine) ATF. На моделях для американского рынка SP заменяется на Mopar 7176.

Неоднократные категоричные заявления о том, что в "автоматы" ММС можно заливать только специальную ATF SP, не совсем верны. Во многие старые автоматические коробки Mitsubishi предписывается заливать Dexron. Поэтому тип заливаемой жидкости всегда следует уточнять по инструкции.

Свою ATF рекомендуют Hondа и Toyota. Жидкость для АКПП Toyota – Type Т (ТТ) – появилась в 80-х годах. Она предназначена для полноприводных коробок A241H и A540H. В коробках с электронным управлением и FLU применяется спецжидкость Type T-II (появилась в начале 90-х). В 95-98-м гг. последняя заменилась на TT-III, а затем на TT-IV. Не следует путать ATF Type T (08886-00405) и TT-II...IV. Евроаналогом первого Тype Т официально признавался синтетический Castrol Transmax Z (который, кстати, чрезвычайно близок к DIII), в качестве аналога Type T-IV сейчас рассматривается Mobil ATF 3309.


Ввиду периодических изменений рекомендаций (даже для одного и того же поколения модели) номинальный тип ATF следует уточнять в родных руководствах по эксплуатации - он зависит не только от типа коробки, но и от года выпуска конкретного автомобиля.

С одной стороны, вышеупомянутым автогигантам было бы намного проще использовать самую массовую ATF (по этому пути идут европейцы), чем изобретать собственный продукт. С другой стороны, грамотное позиционирование позволяет убеждать автовладельцев, что специальные ATF значительно лучше, чем Dexron.

На самом деле любая из специальных ATF имеет аналог среди Dexron по вязкостно-температурным свойствам. Единственное отличие специальных ATF – наличие неких "повышенных фрикционных свойств". В некоторых автоматических коробках предусмотрен режим работы гидротрансформатора "с частичной блокировкой" (FLU – Flex Lock Up). Реализуется это следующим образом. Обычной автомат работает в двух режимах: как гидротрансформатор (ГДТ), передавая момент через жидкость, или в режиме жесткой блокировки, когда коленвал двигателя, корпус ГДТ и входной вал коробки жестко соединены фрикционной муфтой, при этом момент передается в автомат чисто механически, без потерь (как в традиционном сцеплении).

В коробке с частичной блокировкой есть и промежуточный режим, когда с высокой частотой срабатывает клапан блокировки трансформатора, кратковременно подводя и отводя муфту к корпусу ГДТ, чтобы в момент касания передать усилие через нее. Если при этом по какой либо причине не хватит силы трения для передачи момента через муфту, то коробка все равно будет работать – в режиме нормальной гидропередачи. Из самых неприятных последствий можно ожидать небольшое повышение расхода топлива и снижение эффективности торможения двигателем.


Никаких повреждений произойти не может, так как коробка так или иначе будет отрабатывать данный режим, вне зависимости от эффективности передачи вращения. Кроме того, частичная блокировка реализуется при небольших нагрузках на двигатель (например, на принудительном холостом ходу) и в довольно узком скоростном диапазоне.

Если для новой коробки в идеальных условиях работы характеристики ATF имеют какое-либо значение, то для всех остальных (которых большинство) определяющими будут совсем другие факторы. Не стоит забывать, что в ATF погружена не только муфта блокировки, но и остальные фрикционы коробки, в том числе планетарные ряды, пришедшие с базовых вариантов тех же семейств автоматов без FLU.