Правильно подобранное моторное масло – залог нормальной работы машины. Смазочная жидкость должна образовывать на деталях пленку, снижающую силу трения.

Сходные по маркировкам масла 5W-40 или 10W-40 различаются рабочими параметрами и химическим составом.


Разберемся, что обозначают буквенные символы и цифровые показатели на маркировке. Узнаем, на что ориентироваться при выборе смазки, как вязкость масла влияет на работу двигателя и можно ли сочетать продукты с разными индексами.

Расшифровка маркировки масел

Плотность – важнейшая рабочая характеристика моторного масла. По международной классификации SAE, разработанной Обществом автомобильных инженеров, каждому цифровому значению соответствует температура, при которой смазочная жидкость сохраняет нужную вязкость.

Масла для использования при отрицательных температурах («зимние») дополнительно маркируются символом W (от англ. winter – зима). На «летних» смазках стоят только цифры.

Если на этикетке указаны два числа, разделенные буквой W, значит, масло подходит для круглогодичного использования (оно всесезонное).


Моторные масла


5W-40


Обозначение «5W» характеризует зимние условия безопасной эксплуатации двигателя, работающего на всесезонном масле 5W-40. Максимально низкая температура для него составляет -30 °С.

Числовой показатель «40» – это «летний» параметр масла. Критическая температура сохранения его рабочей вязкости – +40 °С.

Таким образом, масло с маркировкой 5W-40 можно заливать в двигатель всесезонно, если летом температура воздуха не превышает +40 °С, а зимой не опускается ниже -30 °С.

Такие продукты вполне пригодны для средней полосы России.

Масла 5W-40 делают на синтетической основе, получаемой путем синтеза углеводородов. По химическому составу они однородны, молекулы при охлаждении не скручиваются в клубок, а сохраняют подвижность. Благодаря этому масла не теряют способности снижать силу трения.


10W-40


Моторные масла с маркировкой 10W-40 являются полусинтетическими. Они предназначены для всесезонной эксплуатации. Летом их можно заливать в двигатель, если температура воздуха не превышает +40 °С. Зимой вязкость жидкостей сохраняется до -25 °С.

При температуре ниже -25 С масла 10W-40 густеют. Это означает, что в них есть минеральные составляющие – продукты переработки нефти. Натуральное сырье разнородно по составу, его молекулы длинные и очень разветвленные. При охлаждении они «комкуются», поэтому масла становятся более вязкими.

По другим показателям «полусинетика» мало чем отличается от синтетических смазок, а по стоимости гораздо ниже их.

Сопоставление качества масел 5W-40 и 10W-40

Зная значение маркировки, нетрудно определить, что масло 10W-40 гуще, чем 5W-40.

Летний показатель у обеих жидкостей одинаковый, однако зимой их вязкость отличается. При -30 °С 5W-40 густеет, а 10W-40 замерзает совсем, так как рассчитано до -25 °С.


Моторное масло


Синтетика 5W-40 и полусинтетика 10W-40 близки по температурным показателям, однако из-за разницы молекулярного состава смазка 5W-40 при высоких температурах становится более текучей. Она «скатывается» с деталей, поэтому двигатель начинает сильнее вибрировать и стучать.

Именно поэтому в жарком климате лучше использовать полусинтетику 10W-40, стабильно сохраняющую нужную вязкость до + 40 °С.


В зимнее время года обе жидкости:

  • Гарантируют легкий запуск охлажденного двигателя
  • Быстро прокачиваются по всему объему масляной системы и обеспечивают эффективный теплообмен
  • Образуют плотную пленку на деталях, снижая трение между ними

Различия технических характеристик масел 5W-40 и 10W-40 объясняются их принадлежностью к разным типам смазок.

Минеральные вещества быстрее окисляются, поэтому полусинтетика 10W-40, которая их содержит, требует более частой замены, чем синтетика 5W-40.

Возможность смешивания масел

Владельцы автомобилей с пробегом часто сталкиваются с проблемой быстрого расхода смазки. Можно ли смешивать масла 5W-40 и 10W-40, если в нужный момент под рукой не оказалось нужной смазочной жидкости? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как даже у одного производителя смазки могут различаться по составу.


При соединении двух смазочных жидкостей однородной смеси может не получиться. С большой вероятностью появится осадок, который попадет в двигатель. Даже если компоненты не свернутся, эксплуатационные свойства смеси будут значительно ниже, чем у ее составляющих, поэтому менять ее придется чаще.


Масла одного типа, но разных производителей смешивать также не рекомендуется: разнородные присадки способны образовывать нерастворимые соединения, которые могут испортить двигатель.

В случае крайней необходимости к маслу 10W-40 можно долить синтетику 5W-40, но не наоборот.