Вопрос периодичности замены моторного масла в двигателе автомобиля актуален даже для автовладельцев с солидным водительским стажем. Несмотря больше лет истории автомобилестроения однозначного ответа на него нет и сегодня.


Значительная часть производителей вносят замену масла в регламент текущих ТО, которые проводятся, в среднем, через каждые 10-15 тыс. км пробега. Следует заметить, что практика связывать замену расходников с пробегом появилась и закрепилась в начале прошлого века – вместе с запуском производства доступных массовому потребителю автомобилей.


К примеру, в Ford T предписывалось заливать новое масло после 1-1.5 тыс. км (в зависимости от сезона). К 30-40-м годам рекомендованные американскими интервалы замены моторной жидкости увеличились до 3-5 тыс. миль.

Среднестатистическому потребителю подобные рекомендации максимально понятны. Кроме того, это решение является удачным маркетинговым ходом для официальных дилеров и фирменных сервисных центров. Подход гарантирует расширение регламента периодических ТО и рост суммарной стоимости услуг.

Однако автопроизводители не оставили без внимания и тенденции изменения параметров двигателей. Мощности силовых агрегатов со временем выросли, а габариты уменьшились. Это привело к более тяжелым температурным режимам работы моторов и снижению количества заливаемого в картер масла. В связи с этим изменилась и периодичность замены смазочных.

В рекомендациях компаний упоминания о пробеге и времени эксплуатации не исчезли. К примеру, в технической документации BMW говорится о необходимости замены масла не реже 1 раза в 2 года (т.е. примерно через каждые 10-15 тыс. км). Однако для желающих сохранить «здоровье» мотора на максимально продолжительный период дано разъяснение: менять моторное масло следует исходя из конкретных условий.

Таким образом, существует насущная потребность в альтернативной методике определения сроков замены масла. Наиболее приемлемые результаты получаются при использовании метода моточасов, широко применяющегося на коммерческом транспорте, сельхозтехнике, морских судах.


Датчик срока замены масла

В чем заключается методика замены масла по моточасам?


Моточас – это условная единица, соответствующая 1 часу работы двигателя.


Существуют определенная граница (количество моточасов), при достижении которой смазочные материалы уже не могут выполнять свои функции и требуют замены.

Однако простота такого расчета – только кажущаяся. Проблема моточасов как единиц измерения заключается в различиях нагрузки, скоростей вращения вала двигателя в разных режимах работы.

Такая методика оптимальна в том случае, если силовой агрегат работает с постоянной нагрузкой (на одной передаче) без изменения числа оборотов вала. В остальных случаях требуется усреднение.

Расчет интервала замены масла по моточасам

При наличии показателя средней скорости усредненный расчет моточасов провести достаточно просто, воспользовавшись формулой:


M = S / V, где

М – моточасы

S – пробег с момента начала измерения

V – средняя скорость


Анализировать показания следует не менее, чем через 1-2 тыс. км побега (счетчик сбрасывается после очередного обслуживания). Этим обеспечивается достаточная точность методики.

По вышеприведенной формуле можно решить и обратную задачу – определить пробег автомобиля для замены масла (иногда так привычнее).


Зависимость преобразуется к виду:

S = M * V


Руководствуясь данной формулой, найдем, к примеру, межсервисный пробег автомобиля, для которого характерно передвижение по трассе со средней скоростью порядка 60 км/ч.

S = (180… 250) * 60 = 10800… 15000 км.

Результат совпадает с привычными рекомендациями производителей.

В городском цикле, в котором средняя скорость в 2-3 раза меньше, соответствующим образом сократится и интервал. Он составит порядка 5-7 тыс. км пробега. Превышение этого предела чревато проблемами с двигателем.


Грязное моторное масло

Что происходит с моторным маслом в процессе эксплуатации?

При работе силового агрегата наблюдается изменение свойств масла, обусловленное воздействием высоких температур, контактом с кислородом воздуха, водой, смешиванием с продуктами сгорания топлива (например, за счет проникновения в картер отработанных газов). Кроме того, на состоянии моторного масла негативно сказывается его взаимодействием с металлическими деталями двигателя.


В ходе эксплуатации масла в нем происходят процессы:

  • Выработки входящих в масло присадок
  • Окисления
  • Разрушения составляющих веществ на молекулярном уровне
  • Загрязнения примесями (накопления шламов)
  • Образования эмульсий
  • Испарения легких фракций

Совокупность таких негативных изменений получила обобщенное название «старение масла». Среди наиболее опасных проявлений этого процесса – потеря смазочным материалом вязкости.

При уменьшении вязкости снижается толщина масляной пленки, образующейся на поверхностях трения, нарушается ее целостность. В результате детали механизмов интенсивно изнашиваются, развиваются коррозионные процессы, происходит локальный перегрев, приводящий к потере прочности.

Обратный процесс – повышение вязкости – не менее опасен. Слишком густое масло с трудом прокачивается по каналам системы смазки, откладывается на стенках двигателя. Это приводит к «масляному голоданию» двигателя, увеличению нагрузки на него, затрудненному запуску. Повышается вероятность проворота шатунных вкладышей, растет расход топлива, теряется мощность силового агрегата.

Окисление масла и уменьшение концентрации присадок в нем способствуют потере защитных свойств.


Моторное масло с большим количеством отложений


Загрязнение смазочной жидкости провоцирует появление отложений в каналах системы, снижение их сечения. Показательный пример негативных последствий загрязнения масла – выход из строя турбокомпрессора. Кроме того, активность соединений, в состав которых входит сера, ускоряет коррозию металлов.

Задача владельца автомобиля – не допустить критического старения масла, которое может привести к выходу двигателя из строя. Именно поэтому вопрос периодичности замены моторной жидкости чрезвычайно актуален.