ELF – дочернее предприятие крупнейшего французского концерна Тотал. Масло под этим брендом до недавнего времени заливали во Франции, Бельгии, Румынии и Польше.

В 2018 году Total создал первый завод по производству смазочных материалов ELF и Total в России – в Калужской области (индустриальный парк Ворсино).

Постройка предприятия заняла два года и обошлась концерну в 50 млн долларов.

Завод Total в России

Завод концерна Total (ООО «Тотал Восток») занимает всего 70 тысяч квадратных метров площади. Его англоязычное название – Total Vostok Blending Plant – дает понять, что на этом предприятии происходит только смешивание масел. Ректификационных колонн для перегонки нефти здесь нет.

Российский завод оснащен не хуже крупнейшего бельгийского, отличаясь от него только масштабом. В Эртвельде производят примерно 180 тысяч тонн смазочных материалов в год, а завод в Ворсино рассчитан на 40 тысяч тонн при работе в односменном режиме.

Уровень автоматизации на российском предприятии столь же высок. Сотрудники фактически только контролируют процесс, не выполняя трудоемких операций.

Базовые масла, на которые приходится до 80 % состава конечных смазочных материалов, сюда доставляют, в основном, по собственной железнодорожной ветке. Пока что только 40 % «базы» имеет российское происхождение – оставшуюся долю ввозят из других стран. Добавки и присадки полностью импортные.


Автоцистерна Total


Для хранения сырья используются специальные резервуары общей емкостью 5500 кубометров, которые имеют теплоизоляцию и масляную систему подогрева. Это позволяет заводу полноценно работать зимой.

От каждого резервуара в производственный цех идет персональная труба, так как сырье разных типов не должно смешиваться между собой. Таким образом удается сократить количество промывок сети.

Впрочем, в ассортименте завода более 60 видов готовой продукции, поэтому очищать трубопроводы все же приходится – для этого по каналам под давлением прогоняются резиновые поршни.

На предприятии имеется собственная химическая лаборатория. В ней осуществляется проверка качества масел, причем на всех этапах их смешивания. Пробы берутся из каждой прибывшей цистерны, и только после положительного заключения лаборантов их содержимое перекачивается в заводские резервуары.

Смешение продукции в цехах происходит двумя способами. Партии объемом до 100-150 тонн готовят в трех автоматических блендерах. Для более крупных партий используется потоковый смеситель производительностью 50 тонн в час.

Естественно, все виды сырья проходят специальную подготовку: например, для некоторых присадок предусмотрены печи, где их разогревают до 60-80 градусов, чтобы придать необходимую текучесть.

В зоне розлива расположены 5 линий. По одной – для канистр объемом 1, 4 и 20 л, и две – для 208-литровых бочек.

На линиях все максимально автоматизировано: подготовку тары, закручивание пробок, нанесение этикеток осуществляют роботы. Операторам необходимо лишь загружать пустую тару в специальные боксы и следить за процессом.

Пока вся продукция российского завода Total предназначена для внутреннего рынка. Экспорт тоже планируется, но его география ограничена, так как рынки Западной и Восточной Европы «закрывают» предприятия в Румынии и Бельгии.

Приоритетные направления экспорта – Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан и другие страны Центральной Азии.

Как отличить оригинальное масло ELF?


Масла ELF с разных заводов немного отличаются по внешнему виду канистр. Именно поэтому у автовладельцев возникают вопросы и сомнения относительно оригинальности продукции.


Первые цифры или буквы в номере партии указывают на страну производства:

  • 31 – Франция
  • 10 – Бельгия
  • N – Польша
  • LOT – Румыния

Чтобы определить, фирменное перед вами масло или подделка, обратите внимание на следующие моменты.


Моторное масло ELF 5W-40


Оригинальная крышка слегка выпуклая, имеет глянцевый блеск, особенно по краям. Фальсификат – плоский, шершавый, матового цвета.

На фирменной канистре между пробкой и горлышком присутствует зазор (примерно 1,5 мм). На подделке его нет.

При открытии емкости пломба, удерживающая крышку, должна остаться на своем месте. Если она не снялась, то товар поддельный.

Рельефный выступ на той стороне канистры, где находится мерная шкала, должен сужаться с 7 до 4 мм. На фальсифицированной таре он широкий по всему ходу.

Емкость с фирменным маслом снабжена двуслойной этикеткой с «язычком» для разделения страниц. На подделках язычок тоже может присутствовать, но отделить наклейку нет возможности или под ней отсутствует второй слой.