С 1 октября 2010 года Международная организация API начала лицензировать моторные масла по новым стандартам: API SN и ILSAC GF-5.

В этой статье мы подробнее рассмотрим последний. Однако перед тем, как переходить к конкретному классу GF-5, назовем общие положения и особенности стандартизации ILSAC.

Классификация моторных масел ILSAC. Общие положения

Аббревиатура ILSAC расшифровывается как International Lubricant Standardization and Approval Committee, что в переводе означает «Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел».

Этот комитет был создан совместными усилиями Американской и Японской ассоциациями производителей автомобилей (соответственно ААМА и JAMA).


По классификации ILSAC оцениваются моторные масла для азиатских легковых автомобилей с бензиновыми двигателями. На сегодняшний день выделяется уже 6 стандартов: от GF-1 до GF-6. Каждая новая спецификация перекрывает предыдущую.


Классы моторных масел по ILSAC


При разделении моторных жидкостей на классы Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел в значительной степени опирается на общепринятую классификацию Американского Института Нефти. Именно поэтому каждый стандарт имеет аналог по API.

ILSAC GF-1 и ILSAC GF-2, совпадающие с API SH и API SJ, на данный момент являются устаревшими.

ILSAC GF-3, разработанный в 2001 году, соответствует API SL. Этот стандарт предъявляет повышенные требования к экологичности масел, их способности к экономии топлива, повышению производительности двигателя при критических нагрузках. Данный класс тоже считается устаревшим, однако еще используется.

Моторные масла ILSAC GF-4 (2004 год разработки) отвечают требованиям API SМ, обладают улучшенными моющими свойствами, пониженным содержанием фосфора (до 0,08 %).


Стандарт ILSAC GF-5 был введен в 2010 году вместе с API SN. Масла этого класса предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений и шлама. Главное отличие от предыдущих версий – возможность применения в двигателях, использующих биотопливо, а также увеличенные интервалы замены.


Моторное масло класса ILSAC GF-5


Последним требованиям и тенденциям автомобильного рынка отвечает новейшая классификация, вышедшая в 2020 году – ILSAC GF-6. Она поделена на две подкатегории – GF-6A и GF-6B.

Масла ILSAC GF-6A (API SP) являются оптимальной заменой GF-5 и смазочных жидкостей более ранних стандартов. К данной классификации относятся всесезонные масла с вязкостями SAE 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Для масел XW-30 минимальный показатель HTHS = 2.9.

ILSAC GF-6B обладают теми же преимуществами, что и ILSAC GF-6A, но не имеют обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Этому стандарту отвечают маловязкие масла SAE 0W-16. Минимальное значение HTHS = 2,3.

ILSAC GF-5: какие масла относятся к этому классу?

Стандарт ILSAC GF-5 пришел на замену предыдущей версии ILSAC GF-4, введенной в 2004 году.

ILSAC GF-5 требует соответствия масел классам API SN и API Resource Conserving.


Масла названной категории отличаются:

  • Способностью экономить топливо протяжении всего интервала эксплуатации
  • Контролем окисления, образования отложений и шламов
  • Способностью защищать систему контроля эмиссии
  • Энергосберегающими свойствами (на 0,5 % выше, чем у ILSAC GF-4)

Моторные масла, отвечающие стандарту ILSAC GF-5, обозначаются сертификационной маркой API «звездный взрыв» на переднем лейбле (на фото справа) и «щитом» – символом API – на заднем.


Обозначения масел, сертифицированных ILSAC

Популярные масла ILSAC GF-5


Idemitsu 5W-30 SN/GF-5


Idemitsu 5W-30 SN/GF-5


Недорогое японское масло, не имеющее допусков автопроизводителей. Главное преимущество продукта – наличие в составе органического молибдена, обеспечивающего тихую работу двигателя и его плавный ход. Кроме того, масло обладает малой зольностью и демонстрирует стабильность при высоких температурах.

Из минусов жидкости – возможность потери текучести при низких температурах и не самый лучший межсервисный интервал (не более 5-7 тысяч километров).


Kixx G1 Dexos1 5W-30 SN Plus


Kixx G1 Dexos1 5W-30 SN Plus


Данное масло в категории ILSAC GF-5 выглядит привлекательнее Idemitsu за счет более «чистой» базы, наличия допуска Dexos1 Gen2 и сертификации по API в категории SN Plus.

В составе продукта содержится молибден. За счет более богатого пакета присадок масло имеет достаточно большой срок службы, не замерзает при низких температурах (до -35 °С и ниже), характеризуется отличными моющими свойствами.

Единственный минус корейской смазки – относительно высокая цена.


ZIC X5 5W-30


ZIC X5 5W-30


Масло так же, как и предыдущее, сертифицировано по API в категории SN Plus и имеет допуск Dexos1 Gen2, то есть подходит для турбированных двигателей с прямым впрыском топлива.

Он препятствует преждевременному воспламенению смеси в цилиндрах и защищает двигатель от возможных поломок.

По своим характеристикам довольно бюджетное масло не уступает дорогостоящим синтетическим аналогам. В его составе, как и в рассмотренных ранее, так же содержится молибден. Продукт имеет чистую базу, сбалансированный пакет присадок и малое количество золы.

Судя по температуре вспышки (+230 °С) это масло можно назвать самым стабильным при нагрузках. Его низкотемпературные качества хуже, чем у KIXX, но в стандарт укладываются Соотношение щелочи и кислоты примерно такое же, как у Idemitsu.