Двигатель внутреннего сгорания – сложный агрегат, со множеством деталей, постоянно подвергающихся разрушительному действию трения. Стабильность его работы всецело зависит от грамотного и своевременного обслуживания. 

Роль системы смазки, ее влияние на износостойкость всех частей механизма переоценить невозможно. На сегодняшний день это основной фактор, влияющий на продолжительность срока службы двигателя.


Моторное масло служит для:

  • Уменьшения трения между трущимися частями   

  • Охлаждения двигателя

  • Очищения от мелких частиц и загрязнения

Но в процессе эксплуатации происходит выгорание масла и его утечка через износившиеся уплотняющие детали и соединения. В этом случае необходимо по возможности устранить причину и добавить смазку до рабочего объема.

Требуется ли доливать масло в двигатель нового автомобиля

Если вы счастливый обладатель нового или вполне свежего автомобиля, то достаточно соблюдать сроки технического обслуживания, а при замене масла использовать рекомендованную именно для вашего авто и вашего региона марку нужной вязкости. 

Уровень масла в двигателе между заменами остается постоянным и доливать его не требуется.

Исключением могут быть случаи эксплуатации автомобиля на предельных режимах. Агрессивная манера вождения, участие в гонках, эксплуатация в горах или в районах с крайне низкими температурами, просто ежедневные длительные поездки являются факторами, при которых понадобится контроль уровня масла и его доливка. 

Если же автомобиль со значительным пробегом, то контроль за количеством и качеством смазки в двигателе должен быть постоянным.

Что влияет на расход масла в двигателе

На автомобилях с пробегом на расход масла влияет общее состояние ДВС и  год его выпуска. Чем старше автомобиль, чем больше километраж у него на спидометре, тем больше вероятность, что доливать масло вам придется. 

На расходе сказывается износ деталей клапанной группы, блока цилиндров и других деталей системы смазки. 


Это могут быть: 

  • Износ и коксование поршневых колец

  • Прокладки блока цилиндров

  • Прокладки масляного фильтра

  • Сальник коленвала

  • Маслоотражательные колпачки клапана двигателя

  • Износ самих цилиндров

  • Засорение масляного фильтра


При этих и других неисправностях, которые неизбежны на автомобилях с пробегом, доливать масло жизненно необходимо.

Также на расход оказывает влияние режим и условия эксплуатации, качество смазочной жидкости и регулярность ее замены. 

Скорость движения напрямую способствует выгоранию смазки. Чем выше скорость, тем больше греется мотор, тем быстрее расходуется масло. 


Залив моторного масла

Источник изображения: Drazen Zigic / www.shutterstock.com/ru

Как понять, что пришло время долить масло

В автомобилях любого года выпуска предусмотрена простая, но действенная система контроля за уровнем масла в двигателе. Каждый агрегат имеет механический щуп с отметками MIN и MAX. Обычно он хорошо заметен под капотом, благодаря ручке, которая бывает красного, желтого или оранжевого цвета. 

Для проверки нужно остановить машину на ровном месте без уклона и дать двигателю остыть. Вытащить щуп и протереть его от масла чистой тряпкой. Снова погрузить щуп в отверстие и снова вытащить. 

Если масло светлое и сквозь него хорошо видна риска MIN, а уровень находится между отметками, то все хорошо и доливать не требуется. 

Если же масло на щупе расположилось ниже отметки MIN, то требуется пополнить до уровня между рисками, обозначающих минимальный и максимальный объем смазочной жидкости. 

Если масло потемнело, то требуется его полная замена. А если же на щупе вы видите черную и густую смазку, то доливать уже бессмысленно и менять масло нужно как можно быстрее.

Как долить масло в двигатель. Пошаговая инструкция

Процесс восполнения объема масла в моторе несложен, но следует запомнить несколько правил, чтобы избежать наиболее распространенных ошибок. Нарушение порядка действий может привести к неприятным последствиям и даже сбою в работе двигателя. 

  • Заглушите мотор и дождитесь пока он остынет

Доливать масло в горячий двигатель нельзя ни при каких обстоятельствах. Рабочая температура в двигателях серийных автомобилей находится в диапазоне +90-115 градусов и попадание холодного масла в эту среду может вызвать растрескивание уплотнителей и пластиковых деталей и даже повлиять на геометрию частей механизма.

А если приходится доливать 0,5-1л, то из-за перепада температур может появиться трещина в корпусе. А также на горячем моторе сложно определить итоговый уровень масла. При нагревании масло, как и все жидкости, расширяется, что помешает определить его истинный объем.

  • Откройте капот и открутите крышку маслозаливной горловины

Она находится на верхней части двигателя. Перед тем как открутить крышку, очистите ее от пыли и грязи. Старайтесь, чтобы внутрь горловины не попали посторонние предметы.

  • Воспользуйтесь воронкой, чтобы не разлить масло. 

  • Залейте необходимое количество и плотно закройте крышку. 

  • Заведите автомобиль и дайте ему поработать 5-10 минут, чтобы смазка в системе перемешалась.

  • Заглушите мотор и подождите 10-15 минут. 

  • За это время смазочная жидкость стечет с поверхности работающих деталей в картер, и можно будет измерить получившийся уровень щупом. При необходимости процедуру повторите и добейтесь необходимого рабочего объема.

Как определить сколько нужно доливать масла 

Для стабильной работы уровень смазки мотора нужно поддерживать ближе к отметке MAX. Ошибкой будет лить масло с запасом. Казалось бы, если машина уже «ест» масло, то можно залить сразу побольше, чтобы реже заглядывать под капот, но это будет ошибкой. 

Перелив на 100-300 миллилитров не сыграет существенной роли в работе двигателя, а вот лишние 0,5-1л на могут привести к потере мощности, к увеличению расхода масла, вызвать дымление двигателя.

После начала работы смазочная жидкость в системе будет расширяться и ее избыток окажет давление на все детали уплотнения и прокладки, что неизбежно вызовет подтекание. 

Обычно при уровне масла чуть ниже или на самой отметке MIN потребуется долить примерно 0,5 л. Если после замера этого оказалось недостаточно, процедуру повторите.

Если все-таки смазочного материала оказалось много, то необходимо обратиться в сервис, там помогут насосом откачать излишек

Недостаток смазки также серьезно сказывается на ресурсе работы двигателя. Возникает, так называемый, эффект масляного голода работающих деталей и узлов двигателя. Это означает, что моторного масла не хватает, чтобы распределиться по всей системе и обеспечить защитную масляную пленку на трущихся поверхностях. 

В этом случае образуется металлическая пыль, которая при попадании в систему смазки приводит к появлению дефектов в значимых деталях и механизмах силового агрегата. 

Как правильно доливать масло летом, осенью, зимой. 

Летом перед тем, как долить масло достаточно заглушить автомобиль и дать остыть двигателю, так как это описано в нашей пошаговой инструкции. Зимой все несколько иначе.

В России температура воздуха осенью и зимой в большинстве регионов минусовая и доливать масло лучше в отапливаемых помещениях. Сделать это можно либо в теплом гараже, либо в помещении автосервиса, где обычно поддерживается плюсовая температура. 

Это нужно для того, чтобы температура смазки в самом двигателе не отличалась существенно от температуры свежего заливаемого масла. 

Представьте, что вы в мороз останавливаете машину, достаете из багажника канистру и льете, пусть даже в уже несколько остывший мотор, холодное масло. Учитывая, что в этом случае невозможно проконтролировать температуру ни двигателя, ни заливаемого масла, то лучше не экспериментировать, а сделать это в более подходящих условиях.

Какое масло доливать 

Масло желательно доливать той марки, какая была залита в двигатель при последнем ТО. Если вы только что купили машину и не знаете, какая смазка у нее в моторе, то лучше поменять масло полностью на рекомендованное для двигателя вашего автомобиля. Расходы на замену масла несопоставимы с затратами на ремонт силового агрегата.


Выбор моторного масла

Источник изображения: Sergey Ryzhov / www.shutterstock.com/ru


Разумно ли смешивать смазки разных производителей? Скорее нет, чем да. В разных брендах используются различные добавки и присадки, сочетание которых может привести к окислению, вспениванию и дать нежелательный осадок. 

Но все зависит от того, в какой конкретной ситуации вы оказались. Если где-то в поездке понадобится долить до 0,5 л, а нужного масла найти не удалось, то применение смазки аналогичной вязкости не нанесет ущерба двигателю. Но весь риск от такой процедуры в этом случае лежит на исполнителе. 

Можно ли реже менять масло полностью, если доливать часто

Доливка масла не избавляет пользователя от своевременной полной замены смазки. Менять масло следует каждые 10-15 тыс километров, но не реже одного раза в год. Если вам приходится регулярно доливать масло, это уже говорит о том, что идут процессы утечки и выгорания, а значит смазка накапливает продукты отработки и требует замены. 

Даже, если автомобиль простоял год в гараже и не эксплуатировался, то все равно масло подлежит замене. За время простоя в смазке происходят процессы окисления, появляется осадок, что негативно сказывается на ее рабочих свойствах. 

Как часто следует доливать масло

Проверять уровень масла рекомендуется через каждую 1000 км. Если при этом требуется добавить в систему 0,5-1л, то это нормальный расход на автомобилях с пробегом. Но если доливать приходится чаще, то это уже свидетельствует о возможных неисправностях и должно побудить вас обратиться на диагностику.