Shell и Лукойл – очень популярные бренды моторных масел на российском рынке. У каждого из них есть свои «поклонники». Однако для тех, кто только собирается сделать свой выбор, могут возникнуть сложности.

Многие привыкли считать импортные смазочные материалы более качественными, хотя испытания показывают, что современные российские масла ни в чем не уступают зарубежным.


В любом случае при подборе масла необходимо руководствоваться не известностью бренда или ценой продукта, а тем, насколько его характеристики подходят для конкретного автомобиля и условий его эксплуатации.


Назовем основные критерии выбора масла, после чего сравним по ним популярные марки масел Шелл и Лукойл.

Основные критерии при выборе масла


Вязкость


Вязкость – ключевая характеристика моторного масла. У всесезонных материалов она обозначается двумя числами, разделенными буквой W (от англ. winter – зима).

Первое число указывает низкотемпературную (зимнюю) вязкость масла, второе – высокотемпературную (летнюю).

Чем меньше цифры в маркировке, тем масло более жидкое, а чем больше – тем оно гуще. Это особенно важно при отрицательной температуре воздуха, так как чем выше вязкость, тем быстрее смазка загустеет и перестанет справляться со своими задачами, начав вредить двигателю.


Температура вспышки


Этот параметр отражает потенциальный расход масла на угар во время работы двигателя, а также его расход за счет испарения через систему вентиляции картера.

Температура вспышки определяется составом масла и сильно зависит от концентрации легколетучих фракций. Если в смазочной жидкости их слишком много, то она быстро выгорает, из-за чего ее приходится менять более часто.

У качественных масел температура вспышки превышает +225 °С. Само собой, чем она выше, тем экономичнее расходуется материал и тем ниже вероятность его самопроизвольного возгорания (например, при транспортировке или длительном хранении).


Температура застывания


Этот параметр указывает на то, при какой температуре смазочный материал полностью утрачивает текучесть, а значит, перестает выполнять свою главную функцию. Чем он меньше, тем лучше.


Масло


Температура застывания определяется в лабораторных условиях – образец масла помещают в пробирку, после чего ее охлаждают. Далее отслеживают, при какой температуре масляные капли застывают до такой степени, что при наклоне емкости на 45 градусов остаются неподвижными в течение одной минуты.


Кислотное число


Кислотное число – это концентрация продуктов окисления в составе масла. В описании этот параметр отражается под сокращением TAN. Чем ниже значение, тем лучше – двигатель будет лучше защищен от агрессивного воздействия кислот, а сама смазка дольше сохранит свои свойства.

В процессе эксплуатации масла кислотное число постепенно растет вплоть до очередной замены.


Щелочное число


Щелочность масла обозначается аббревиатурой TBN. В отличие от кислотного числа, щелочное должно быть как можно выше. За этот показатель ответственны моющие и диспергирующие присадки. Они нейтрализуют агрессивное воздействие кислот и препятствуют формированию отложений на стенках двигателя. Благодаря этому продлевается срок его службы.

В ходе «работы» масла параметр TBN постепенно уменьшается.


Сульфатная зольность


Зольность характеризует масла, в составе которых входят присадки на основе органических соединений металлов. В первую очередь это соли калия, натрия, бария, кальция и ряда других элементов.

Когда двигатель работает, масло разогревается. Постепенно выгорая, оно наполняется золой и смолистыми отложениями, которые оказывают абразивное воздействие на двигатель.

Чем меньше зольность масла, тем лучше. Данная характеристика выражается в процентах от массы смазки. Максимальное возможное значение составляет 2 %, причем оно напрямую зависит от содержания серы и фосфора в составе масла.

Средняя допустимая концентрация сульфатной золы в смазках, соответствующих стандарту С3 по классификации ACEA, не должна превышать 0,8 %.

Сравниваем популярные бренды

Зная параметры масла, на которые нужно обращать внимание в первую очередь, сравнивать продукты между собой гораздо проще.

Рассмотрим самые популярные моторные масла Shell и Lukoil примерно одной ценовой категории с вязкостью 5W-30.


Shell


Один из самых популярных продуктов линейки – моторное масло Shell Helix HX8 5W-30.


Shell Helix HX8 5W-30


Его характеристики:

  • Температура вспышки – +238 °С
  • Температура застывания – -45 °С
  • Сульфатная зольность – 0,85 %
  • Кислотное число – 1,54
  • Щелочное число – 8,52
  • Содержание серы – 0,184

В сети можно найти результаты лабораторных исследований, согласно которым Shell Helix HX8 ECT застывает вовсе при -57°С, что для вязкости 5W-30 считается отличным показателем.

В целом, это масло содержит небольшое количество серы, а его зольность совсем немного превышает норматив по Евро-5. Щелочное и кислотное числа являются средними. Вывод – отличный продукт за свои деньги.


Лукойл


Востребованным продуктом в линейке Лукойл является масло Lukoil Genesis Armortech 5W-30.


Lukoil Genesis Armortech 5W-30


Оно имеет следующие эксплуатационные характеристики:

  • Температура вспышки – +229 °С
  • Температура застывания – -43 °С
  • Сульфатная зольность – 0,99 %
  • Кислотное число – 1,68
  • Щелочное число – 8,12
  • Содержание серы – 0,281

Из вышеназванных параметров можно сделать вывод, что в масле Лукойл содержится пакет присадок на базе сульфонатов кальция – этим обусловлена повышенная концентрация серы по сравнению с маслом Шелл.

Lukoil Genesis Armortech немного уступает Shell Helix по кислотному и щелочному числу, однако разница во всех характеристиках не настолько существенна, чтобы выделить бесспорного «лидера».