ВАЗ 2109 – автомобиль советско-российского производства, позиционируемый как хэтчбек II-й группы малого класса. Он выпускался в период с 1987 по 2004 гг. С 2004 по 2011-й машину собирали на Украине, куда комплектующие поставляли из России.

Модель 2109 является пятидверной модификацией трехдверного хэтчбека ВАЗ 2108 и относится к семейству «Спутник».

Автомобиль имел полностью независимую переднюю подвеску Макферсон и оснащался механической четырех- или пятиступенчатой КПП. Базовым двигателем был 1.3-литровый агрегат с мощностью 65 л.с.

В середине 90-х «девятка» стала оснащаться карбюраторными 1,5-литровыми двигателями на 70 л.с. Рассмотрим, какие моторные масла лучше использовать для таких силовых агрегатов, с какой периодичностью их менять и как это делать правильно.

Рекомендации по выбору масла для карбюраторного двигателя ВАЗ 2109

В карбюраторные двигатели автомобилей ВАЗ 2109 требуется заливать моторные масла уровня качества не ниже API SН (можно выше – SG, SJ).

Минимальный класс вязкости – SAE 5W-30, максимальный – SAE 20W-40. Масла последнего класса – самые густые, они подходят для использования в южных регионах с теплой зимой и жарким летом (диапазон рабочих температур – -10 до +45 °С). Смазочная жидкость 5W-40 – наиболее универсальная. Она не замерзает при -25 °С и сохраняют нужную консистенцию при +35 °С.


Заливка масла в двигатель ВАЗ 2109


Тип основы масла может быть любым – минеральным, синтезированным или смешанным. Минеральные смазки лучше применять для старых автомобилей, с большим пробегом (более 100 000 км), в изношенных двигателях. Марку следует выбирать исходя из рекомендаций производителя.

Практика показывает, что владельцы ВАЗ 2109 предпочитают недорогие моторные масла отечественных брендов: Лукойл, Роснефть, G-Energy. При выборе подходящего продукта главное – учитывать допуск API, который подбирается в зависимости от года выпуска машины, а также типа двигателя.


Хорошими вариантами для карбюраторных силовых агрегатов являются:

  • Mobil Super 10W-40
  • Elf Evolution 700 STI 10W-40
  • Shell Helix HX7 5W-40, 10W-40
  • Lukoil Genesis 5W-40

Периодичность замены масла

По регламенту производителя автомобилей ВАЗ-2109 замену масла в двигателе необходимо осуществлять 1-2 два раза в год или каждые 10 тысяч километров пробега. Время от времени следует контролировать уровень и состояние смазочной жидкости.


Интервал замены масла может быть сокращен, если транспортное средство имеет большой пробег, эксплуатируется очень интенсивно, заправляется топливом сомнительного качества или испытывает серьезные нагрузки (долгая работа на холостых оборотах, пробуксовка, буксировка).

Процедура замены масла

Самостоятельно заменить масло на ВАЗ-2109 не так уж сложно. Вам потребуется стандартный набор ключей, пустая емкость для сбора отработки (не менее 5 л), новый масляный фильтр и воронка.

Для начала разогрейте двигатель, чтобы масло стало менее вязким и быстрее выходило из системы. Поставьте автомобиль на ровную поверхность и включите ручной тормоз.

Снимите защиту двигателя, если она имеется. Подставьте под поддон картера тару для слива и открутите ключом на 17 сливную пробку.

Не забывайте, что масло горячее, потому делайте все максимально аккуратно!

За 10-15 минут старое масло сольется в емкость. Пока это происходит, можно заменить фильтрующий элемент. Открутите старый специальным съемником или пробейте его корпус отверткой, чтобы снять. Установите новый фильтр, предварительно залив в него немного смазочной жидкости (на половину уровня). Обязательно обработайте маслом уплотнительную резинку фильтра и протрите сухой ветошью место посадки.

Когда масло полностью вытечет, верните пробку на место. Начинайте постепенно вводить свежую смазку через заливную горловину с установленной на ней воронкой: вначале около 3 литров жидкости, затем еще примерно 500 мл.


Заливка моторного масла


Параллельно контролируйте количество масла в картере с помощью щупа. Масляный след должен находиться между максимальной и минимальной отметками.

Закрутите заливную пробку, запустите двигатель и дайте ему поработать некоторое время на холостых оборотах. Это позволит моторной жидкости заполнить фильтр и каналы.

Красная лампа индикатора давления масла должна погаснуть спустя 10 секунд работы силового агрегата. Если этого не произошло, проверьте крепление фильтра.

Заглушите двигатель, достаньте щуп и оцените уровень масла в картере. При необходимости долейте его. Верните на место защиту.

Завершая работу, обязательно проверьте систему на предмет подтеков масла.