Правильно подобранное моторное масло – залог нормальной работы автомобиля. Смазочную жидкость выбирают по способности образовывать на деталях масляную пленку, снижающую силу трения.

Сходные по маркировке масла 5W-40 и 10W-40 отличаются своими рабочими параметрами и химическим составом. Разберемся, что означают буквенные и цифровые символы на маркировке, узнаем, как вязкость влияет на работу двигателя и можно ли сочетать масла с разными индексами.

Вязкость масел

Важнейшая рабочая характеристика моторного масла – его плотность. По международной классификации SAE, разработанной Обществом автомобильных инженеров, каждому цифровому обозначению соответствует температура, при которой смазка сохраняет нужную вязкость.

Зимние масла дополнительно маркируются символом W (от англ. winter – зима). На летних указаны только цифры. Если на этикетке имеются два числа – значит, жидкость всесезонная.

Например, масла с обозначениями 10W-40 или 5W-40 можно использовать круглогодично, а 10W только зимой. При плюсовых температурах такая смазка станет слишком жидкой и не будет удерживаться на деталях двигателя. В результате трение возрастет, нагрузка на силовой агрегат увеличится, что негативно скажется на сроке его беспроблемной эксплуатации.


Виды сезонных и всесезонных моторных масел

Характеристики и отличия масел 5W-40 и 10W-40

Обозначение 5W характеризует условия безопасной эксплуатации двигателя, работающего на всесезонном масле 5W-40, зимой. Смазка выдерживает до -30 °С.

Числовой показатель 40 – это летний параметр масла, указывающий на то, что оно сохраняет свои свойства при температуре до +40 °С.


Таким образом, моторные масла с маркировкой 5W-40 можно использовать и летом, и зимой. Они хорошо подходят для средней полосы России.


Производят такие жидкости на синтетической основе, получаемой путем синтеза углеводородов. По химическому составу они однородна, включают прямые, не очень длинные молекулы, которые при охлаждении не скручиваются в клубок, а сохраняют подвижность. Благодаря этому масла 5W-40 не теряют способности снижать силу трения в разное время года.

Смазки с вязкостью 10W-40 также являются всесезонными. Летом их можно использовать при температуре воздуха, не превышающей +40 °С. Зимой вязкость масел сохраняется до -25 °С.

Если при такой температуре жидкость густеет, значит, в ней есть минеральные составляющие (масло полусинтетическое). Натуральное сырье разнородно по составу, содержит длинные и очень разветвленные молекулы. При низкой температуре они «комкуются», поэтому масло становится более вязким.

По другим показателям «полусинетика» мало чем отличается от «синтетики», зато ее стоимость гораздо ниже.

Разница технических характеристик смазок 5W-40 и 10W-40 объясняется не только их принадлежностью к разным типам, но и содержанием своеобразных пакетов присадок.


От этого зависят:

  • Щелочной показатель и окислительные свойства смазок
  • Способность масел растворять сажистые отложения
  • Химическая стабильность смазочных жидкостей
  • Антифрикционные характеристики масел


В чем отличие смазочных жидкостей с точки зрения сохранения свойств? Минеральная основа окисляется интенсивнее, поэтому полусинтетика 10W-40 быстрее теряет свои эксплуатационные качества и требует более частой замены, чем 5W-40.

Подбор масла по сезону

Зная значение маркировок моторных масел, нетрудно определить, какое гуще: 5W-40 или 10W-40. Летний показатель у обеих жидкостей одинаковый. Т.е. при температуре +40 °С оба продукта становятся жидкими и теряют смазочные свойства. Зимой же масла ведут себя по-разному.

При -30 °С 5W-40 становится слишком вязким, а 10W-40 замерзает совсем, так как рассчитано на эксплуатацию до -25 °С.

При выборе масла показатель плотности должен соответствовать погодным условиям, иначе запуск двигателя будет затруднен. Критические температуры могут вообще вывести силовой агрегат из строя: густая смазка налипнет на детали и в разы увеличит силу трения.


Выбор моторного масла


Синтетика 5W-40 и полусинтетика 10W-40 близки по температурным показателям, однако из-за разницы молекулярного состава масло 5W-40 при нагреве становится более текучим. В итоге оно «скатывается» с деталей, двигатель сильнее вибрирует и начинает стучать. Именно поэтому для жаркого климата лучше использовать полусинтетику 10W-40. Такое масло стабильно сохраняет нужную вязкость при нагреве до +40 °С.

При температурах до -25 °С сравниваемые смазочные жидкости ведут себя примерно одинаково. Они быстро прокачиваются по всем каналам двигателя, обеспечивая эффективный теплообмен, и образуют на деталях плотную пленку.

Совместимость масел

Владельцы автомобилей с пробегом иногда сталкиваются с проблемой быстрого расхода масла и задаются вопросом: можно ли смешивать смазки разной вязкости, если в нужный момент под рукой не оказалось «родной»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Даже у одного производителя масла 5W-40 и 10W-40 могут различаться по составу.

Однородной смеси при добавлении одной смазочных жидкости в другую, скорее всего, не получится. Чтобы проверить это, смешайте небольшое количество масел. Если в емкости появится осадок, в двигатель такое лучше не заливать. Даже если компоненты не свернутся, эксплуатационные свойства смеси будут значительно ниже, чем у ее составляющих. Такое масло придется менять раньше, а после этого промывать силовой агрегат.


В случае крайней необходимости к маслу 10W-40 можно долить синтетику 5W-40, но не наоборот.