Каждый автовладелец, который самостоятельно меняет масло в своем автомобиле, должен знать о том, что «отработка» утилизируется особым образом. Ее нельзя выливать на землю или в мусорный бак, так как масло, особенно выработавшее свой ресурс, токсично и может нанести вред экологии.

В России пока за это не наказывают – в отличие от Европы, где за слив «отработки» предусмотрены большие штрафы.

Чем так опасно старое масло и куда его сдать? Поговорим в статье.

Чем вредна «отработка»?

В состав любого моторного масла, свежего или отработанного, входит большое количество вредных для окружающей среды компонентов. За время нахождения в двигателе смазка собирает весь нагар и шлам, в большом количестве оседающий на деталях силового агрегата.

Если слить масло, отслужившее свой ресурс, в почву, все растения, животные и рыбы в радиусе более сотни метров от места слива будут отравлены.


Всего 4-х литров моторной жидкости достаточно, чтобы загрязнить более 3,5 тысяч литров воды. Таким образом, последствия халатного отношения к правильной утилизации «отработки» могут быть плачевными.


Отработанное моторное масло в поддоне

Как поступить со старым маслом?

Так как же правильно поступить с «отработкой» после самостоятельной замены масла? Существует 3 варианта.


Вариант 1. Обратиться в компанию по утилизации промышленных отходов.


Делать это готовы далеко не все. Во-первых, за утилизацию масла нужно платить. В-вторых, далеко не во всех городах и регионах есть такие предприятия. В-третьих, масло нужно доставлять самостоятельно и в немалых объемах, поэтому с компаниями по утилизации работают, в основном, юридические лица.


Вариант 2. Продать юридическим или физическим лицам.


В России не так много специализированных компаний, которые занимаются скупкой отработанного масла. И, опять же, они не всегда работают с малыми объемами. Однако во многих городах существуют перекупщики – им за небольшие деньги можно сдать «отработку». Когда они соберут нужное количество, то сдадут на предприятие.


Средняя цена за литр отработанного масла в России:

  • У частных лиц – 5-7 рублей
  • У специализированных компаний – 10-12 рублей

Вариант 3. Использовать в быту.


Многие из тех, кто обычно меняет масло самостоятельно, не сдает его на утилизацию и не продает специализированным компаниям. Они используют его для решения бытовых задач. Подробнее об этом читайте далее.

В чем хранить «отработку»?

Несмотря на то, что отработанное масло для двигателя уже не пригодно, оно продолжает относиться к категории опасных продуктов. Чтобы его обезвредить на время хранения, необходимо подготовить соответствующую емкость: неповрежденную и устойчивую к процессам окисления.

При хранении нельзя допускать попадания на емкость прямых солнечных лучей – моторная жидкость может начать испаряться, что очень опасно для здоровья человека.

Канистра с «отработкой» должна быть промаркирована, чтобы не допустить ее повторной заливки в автомобиль.


Канистра

Что делают с отработанным маслом на заводах?

На заводе старому маслу в прямом смысле дают вторую жизнь. Оно проходит несколько этапов очистки, в процессе которых из «отработки» выделяют базовую фракцию. Затем ее добавляют в состав нового моторного масла.

Новые моторные жидкости, полученные таким способом, в разы дешевле автомасел из нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, отработанные масла подходят для некоторой сельскохозяйственной техники – например, тракторов или комбайнов. Конечно, перед применением их все равно фильтруют и обогащают присадками.

Способы применения «отработки» в быту

В быту для «отработки» можно найти множество областей применения.

Например, использовать ее для смазывания подвижных деталей и механизмов: дверных и оконных петель, замков, цепей велосипедов и пил, элементов швейной машины и пр.

Отработанное масло, как и любой другой нефтепродукт, хорошо горит и выделяет много тепла, поэтому применяется в некоторых печах и котлах в качестве горючего. В частных домах масляные котлы отопления сегодня используются редко, в основном, они устанавливаются в технических помещениях.

«Отработкой» пропитывают деревянные элементы, чтобы защитить их от гниения и разбухания. Строители покрывают старым маслом битумные поверхности, чтобы защитить их от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Одна из главных функций «отработки» – защита металлических деталей от коррозии. В советское время ею обрабатывали днища и пороги автомобилей. Некоторые и сегодня используют отработанное масло в этих целях. Им также покрывают металлические столбы и заборы, водопроводные трубы, которые предназначены для закапывания в грунт.


Конечно, старое масло уступает специальным противокоррозионным составам, но как дешевая временная замена послужить вполне может.