Моторное масло необходимо каждому двигателю внутреннего сгорания. Оно служит для снижения трения между движущимися деталями, а также для отвода продуктов износа и избытка тепла в картер силового агрегата.


Чтобы масло выполняло свои основные функции, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Регулярно контролировать его уровень в картере при помощи специального масломерного щупа, чтобы не допустить масляного голодания
  • Осуществлять полную замену масла в сервисном центре или самостоятельно в соответствии установленными интервалами
  • Использовать только качественные смазочные материалы правильной степени вязкости, следуя рекомендациям автопроизводителя

Допускать работу двигателя без масла ни в коем случае нельзя. Детали в условиях интенсивного трения и перегрева деформируются, что может привести к выходу силового агрегата из строя.

Причины понижения уровня моторного масла

Функция моторного масла, как уже было отмечено ранее, состоит не только в том, чтобы смазывать детали двигателя. Оно же охлаждает трущиеся и нагревающиеся поверхности, выводит сажу и нагар, образующиеся при сгорании топлива, предотвращает появление коррозии.

Помимо базовой нефтяной или синтетической составляющей, масло содержит различные присадки. Одни регулируют вязкость смазочного материала, другие очищают детали двигателя от загрязнений, третьи усиливают или, наоборот, ослабляют различные свойства масла.

При снижении уровня масла до минимального в некоторых автомобилях срабатывает электронный датчик. Если уровень ниже минимума, на приборной панели загорается особый индикатор в виде масленки. Его срабатывание свидетельствует о критическом падении давления масла.

Недостаток масла можно определить и не дожидаясь индикации. Для этого под капотом имеется специальное устройство – масляный щуп. Перед тем, как его доставать, двигатель прогревают и выжидают некоторое время (пока масло не стечет полностью в картер).

Щуп извлекают, протирают чистой ветошью и снова вставляют до упора. Через несколько секунд снова достают и находят отметку, которую оставило масло. Она должна находиться примерно посередине между указателями MIN и MAX.


Масло на щупе


Пониженный уровень масла – повод не только к его доливу, но и к выяснению причин этого явления. Самые основные следующие:

  • Естественный расход: любой двигатель, даже самый современный, постепенно «подъедает» масло, поэтому за его уровнем нужно следить с определенной периодичностью; в среднем, процедуру выполняют один раз в месяц (можно чаще)
  • Несвоевременная замена масла: в процессе работы оно густеет, загрязняется и теряет свои свойства; вследствие этого засоряются масляные каналы и масляный фильтр, узлы двигателя перестают смазываться должным образом, то есть наступает масляное голодание
  • Использование некачественного масла: фальсификаты имеют намного более короткий срок службы, чем оригинальные масла, поэтому приобретать смазочные материалы следует только в проверенных магазинах или у официальных дилеров
  • Несоответствие масла требованиям автопроизводителя: если масло не обладает нужной для конкретного двигателя и условий эксплуатации вязкостью или не имеет допуска от автопроизводителя, оно может нанести вред силовому агрегату

Последствия работы двигателя «на сухую»

Полное отсутствие масла в работающем двигателе очень быстро приводит к катастрофическому износу его деталей и механизмов. Новый или не сильно изношенный агрегат можно ненадолго завести и без масла. Если не давать двигателю высокой нагрузки, получится даже проехать некоторое количество километров без критических последствий.

Однако во избежание аварийных ситуаций и дорогостоящего ремонта эксплуатировать автомобиль в обычном режиме без масла (или при его недопустимо низком уровне) нельзя.


Если не придерживаться этого правила, последствия будут очень неприятными и даже опасными. Назовем самые частые из них.


  • Выход из строя маслосъемных колец

Признаки этого явления – синий дым из выхлопной трубы, повышенный расход масла, трудности с запуском двигателя. Это происходит по причине попадания масла в цилиндры .


  • Повреждение распределительного вала

По причине того, что распредвал вращается без смазки, а его угловая скорость достаточно велика, он расширяется в диаметре и его может попросту заклинить.


  • Повреждение коленчатого вала

Ситуация аналогична предыдущей. Ударные нагрузки при большой температуре приводят к изгибу коленвала, а также эксцентриситету шеек. В худшем случае коленвал может даже сломаться.


Сломанный коленвал


  • Заклинивание поршней

Одно из самых опасных последствий масляного голодания или полного отсутствия масла в двигателе. При заклинивании поршня велика вероятность того, что он, приварясь к цилиндру, может вырвать часть блока. Устранить последствия такой аварии чрезвычайно сложно или вообще возможно. Проще и дешевле купить новый двигатель.


  • Приваривание полуколец к поверхности коленчатого вала

Следствием этого явления является проворот вкладышей с повреждением посадочных мест и в блоке цилиндров, и в нижних крышках коренных опор. В результате возникают задиры на шейке коленвала и наблюдается значительный износ отверстий в нижней части шатуна.


  • Повреждение геометрии постели распределительных валов, а также их опорных поверхностей

В большинстве случаев их ремонт невозможен.


  • Разрушение блока цилиндров («кулак дружбы»)

Наиболее опасная ситуация, когда отломившийся шатун пробивает стенку картера. В результате блок цилиндров полностью выходит из строя и ремонту не подлежит.


Всех этих последствий можно избежать, вовремя проверяя уровень моторного масла и не эксплуатируя автомобиль в условиях масляного голодания. Только так удастся обеспечить долгую работу двигателя и собственную безопасность.