Двигатель ЗМЗ-406 производства Заволжского моторного завода изначально проектировался для автомобилей представительского класса, которые обладали системами подачи топлива, управляемыми микропроцессором.

В 1997 году силовой агрегат был модернизирован под карбюраторные системы подачи топлива года и стал устанавливаться на транспортные средства Горьковского автозавода – Газель, Волгу, УАЗ.


Масло для ЗМЗ 406 выбирается с учетом рекомендаций автопроизводителя. На заводе заливается моторная жидкость класса 5W-30. В дальнейшем вязкость может быть иной – все зависит от условий эксплуатации автомобиля, в том числе климатических.


Для названной модели двигателя подходят масла категорий API SJ/CF; SG/CD; SJ/SH/CF. В соответствие с требованиями СТО ААИ 003-98 должны использоваться масла группы Б4/Д2.

Рассмотрим, какое количество смазки необходимо для двигателя ЗМЗ 406, с какой периодичностью ее менять и как это делать правильно.


Двигатель ЗМЗ 406

Количество масла в двигателе ЗМЗ 406


Фактический объем картерного отсека двигателя ЗМЗ 406 составляет 6 литров. Однако при плановой замене масла его потребуется 5,4 литра. Это связано с конструкцией силового агрегата – каждый раз внутри остается некоторое количество смазки.


Важно, чтобы уровень моторной жидкости не превышал отметки MAX на проверочном щупе, так как это может стать причиной увеличенного износа подвижных деталей двигателя и усиленного расхода масла.

Периодичность замены

Заводской регламент предусматривает замену масла в двигателе ЗМЗ 406 каждые 10000 км пробега. Однако при интенсивной эксплуатации автомобиля, высоких нагрузках и критических перепадах температур периодичность проведения этой процедуры сокращается до 6500-7000 км.


Причинами досрочной замены могут стать:

  • Внеплановый ремонт двигателя
  • Пробой прокладки ГБЦ
  • Попадание посторонних примесей внутрь картера
  • Потеря маслом своих свойств
  • Использование масла низкого качества (фальсификата)

Пошаговая инструкция

На Газелях с двигателями ЗМЗ 406 моторное масло в системе можно поменять своими руками, для этого необязательно обращаться в автосервис.


Для замены вам понадобится:

  • Гаечный ключ или «трещетка» с головкой на 24
  • Инструмент для снятия масляного фильтра
  • Тара для отработки
  • Ветошь
  • Новые масло и фильтр

Подойдут как минеральные, так и полусинтетические масла с вязкостью, соответствующей температуре окружающей среды. Чаще всего используют 0W-30, 5W-30, 5W-40, 10W-40.

Для проведения самостоятельной замены масла придерживайтесь следующих шагов.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры, после чего установите автомобиль на яму или эстакаду, под колеса поставьте упоры.

Отсоедините минусовую клемму АКБ. Открутите пробку сливного отверстия, предварительно подставив под него подготовленную емкость. Подождите, пока отработка полностью сольется и верните крышку на место.


Слив отработанного масла из двигателя 406


Снимите брызговик двигателя и масляный фильтр. Новый фильтр тщательно смажьте и вручную закрутите его до упора.

Поднимите капот и отверните пробку заливного отверстия. При необходимости промойте двигатель специальным средством – залейте его и заведите машину на 10-15 минут, затем удалите жидкость вышеописанным способом.

После промывки наполните картер нужным количеством свежего масла и закрутите крышку. Прогрейте двигатель и проверьте уровень смазки. Если он не достигает контрольной отметки, долейте масло.

Полезные советы


При очередной замене масла старайтесь заливать такое же, что было раньше. Не смешивайте смазки разных типов и производителей.


Не запускайте двигатель при открытой маслозаливной горловине – в него попадет воздух, содержащий мелкие частицы пыли, в результате чего повысится износ деталей.

Своевременно меняйте масло и промывайте силовой агрегат.