Моторное масло выполняет важнейшую функцию, без которой двигатель просто не сможет работать. Оно образует тонкую защитную пленку между соприкасающимися поверхностями силового агрегата, тем самым снижая силу их трения и предупреждая износ.

Одна из важнейших функций масла – отведение излишнего тепла, которое образуется вследствие сгорания топливно-воздушной смеси. Наиболее термически нагруженными являются цилиндры, поршни, компрессионные кольца. Днища поршней могут испытывать температуры до +350 °С. Это критические значения, при которых возможно повреждение деталей.

Если жидкость в системе охлаждения нагревается до +80… +90 °C, то температура масла в двигателе несколько выше.

Рабочая температура масла в двигателе

Наиболее благоприятную температуру работающего двигателя, при которой износ деталей минимален, определили еще советские ученые из автомобильного института НАМИ. Как для бензиновых, так и для дизельных моторов оптимальной является температура +70… +80 °C.


Для достижения указанных значений масло должно прогреваться до +90… +105 °C, т.е. быть на 10-15 градусов горячее охлаждающей среды.


Двигатель изнутри

Изменение температуры масла

От температуры моторного масла напрямую зависит степень его вязкости. При чрезмерном нагреве нефтепродукт становится очень жидким и стремительно стекает с рабочих поверхностей.

В охлажденном состоянии происходит обратное: жидкость кристаллизуется, повышается ее плотность, увеличивается вязкость. Когда такие температурные сдвиги происходят в рабочем диапазоне, это не нарушает работы системы, однако выход за пределы «дозволенного» влечет за собой серьезные последствия.


Понижение температуры


Если масло не будет нагреваться до +90 °C, эффективность работы и ресурс двигателя снизятся. Поршневые юбки будут расширяться меньше, чем при расчетной температуре.

Из-за увеличения тепловых зазоров между поршнем и цилиндром уменьшится компрессия, а значит – ухудшится эффективность рабочего процесса. Кроме того, смазка начнет разбавляться горючим, что приведет к образованию сажи и увеличению расхода топлива.

Еще одним негативным следствием недостаточно прогретого масла (и двигателя) является скопление влаги внутри агрегата. Попадая в смазочную жидкость, она запускает процесс образования кислот. Кислоты, в свою очередь, разрушают легкие металлы.


Рабочая температура масла в двигателе не может быть достигнута в следующих случаях:

  • Нарушение герметичности системы: если через патрубки происходит обильный подсос воздуха, то двигатель не сможет набрать требуемую температуру
  • Выход из строя термостата: если он не закрывается, происходит интенсивная потеря тепла
  • Смешивание охлаждающей жидкости с моторным маслом: нарушение герметичности системы охлаждения и попадание антифриза в масло вызывает потерю работоспособности обоих составов

Повышение температуры


Избыточный нагрев смазочной жидкости намного опаснее недостаточного.


До того момента, пока рабочая температура масла остается в пределах нормы, детали, работающие в гидродинамическом режиме смазывания (шатунные и коренные шейки коленвала), не имеют механического контакта между собой.

При температуре более +105 °C вязкость масла уменьшается, оно становится более текучим. При этом под действием нагрузки масляный зазор теряет свою несущую способность, и взаимодействующие детали начинают соприкасаться.

За счет трения они разогреваются, тепловой зазор между ними сокращается. Перегретое масло окисляется, при температуре свыше +125 °C оно становится настолько текучим, что просачивается сквозь маслосъемные кольца и проникает в рабочую полость цилиндра, где происходит его угар.

Расход смазочной жидкости увеличивается, ее приходится постоянно доливать. При смешивании с новым маслом температурный баланс временно восстанавливается. Однако это не повод откладывать проведение диагностики. В противном случае двигатель начнет усиленно изнашиваться.


Прогоревший клапан

Негативные последствия нарушения теплового режима

Основной причиной старения моторного масла является окисление углеводородов, содержащихся в масляной основе. При этом выделяются продукты реакции – различные отложения (нагары, лаки, шламы). Наибольшее влияние на интенсивность процесса оказывают температурные условия.

Нагар – это твердая субстанция в виде сажи. В нее же входят несгоревшие элементы топлива (железо, свинец), а также различные механические примеси. Нагар вызывает всевозможные нарушения нормального рабочего процесса (детонацию, калильное зажигание и др.).

Лак – результат окисления масляной пленки, покрывающей контактирующие поверхности в камере сгорания. До 80 % его объема занимает углерод, остальное – кислород, водород и зола. Лаковые отложения ухудшают теплопередачу, вызывая перегрев поршней и цилиндров.


Наиболее опасно скопление лака в поршневых канавках. В результате этого происходит залегание колец вследствие «коксования».


Шламы представляют собой смесь продуктов низкотемпературного окисления углеродных соединений с водными и эмульсионными загрязнениями. Причинами их возникновения являются недостаточная температура двигателя, низкое качество масла, особенности конструкции силового агрегата, а также нарушение режима его эксплуатации.