Согласно современным требованиям, каждая система нейтрализации отработанных газов должна уметь самоочищаться, то есть сжигать сажу. Однако справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. В конечном счете, каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры засоряются и перестают выполнять возложенные на них функции.

Чтобы избежать лишних трат на приобретение новых деталей, автопроизводители настоятельно рекомендуют использовать малозольные масла, не оставляющие твердых элементов после сгорания.

Но что означает понятие сульфатной зольности масла и на какие типы делятся материалы по этому параметру? Разберемся в статье. 

Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру


Сульфатная зольность масла указывает на количество содержащихся в нем противоизносных и противозадирных присадок на основе кальция, цинка, фосфора, магния, молибдена и других химических элементов.


В процессе сгорания масла они образуют различные твердые соединения, которые откладываются на деталях двигателя в виде золы и мешают его нормальной работе.


shutterstock_664541704.jpg


Существуют полнозольные масла и смазочные жидкости с пониженным содержанием золы – средне- и малозольные.

Полнозольные масла (High SAPS) имеют зольность >1-1,1 % от массы, среднезольные (Mid SAPS) – 0,6-0,9 %, малозольные (Low SAPS) – 0,5 % и менее.

Существует международная договоренность, согласно которой содержание золы в современных маслах не должно превышать 2 %.

Метод определения зольности


Зольность масла можно определить по его допуску:

  • АСEA А1/В1, A3/В4, А5/В5 – полнозольные
  • ACEA C3 и С2 – среднезольные
  • ACEA C1 и С4 – малозольные

Универсальные, незагущенные масла, которые относятся к группе SE/D, обычно имеют сульфатную зольность около 1,0 % Общее содержание присадок в таких жидкостях составляет примерно 10,3-11,5 %.

В лабораторных условиях для определения зольности масла его сжигают при очень высоких температурах (около +775 °C) до образования твердой однородной массы, а затем обрабатывают ее серной кислотой. Полученное многокомпонентное вещество снова прокаливают до тех пор, пока его объем не перестанет уменьшаться.

Этот остаток и будет той золой, которая является несжигаемой. Она будет оседать в двигателе или системе выпуска. Массу золы соотносят с изначальной массой опытного образца и подсчитывают процентное соотношение, которое является единицей измерения сульфатной зольности.

Какая зольность масла лучше для двигателя?

Высокая сульфатная зольность масла говорит о содержании в нем большого количества моющих (кальциевых), противоизносных и противозадирных (цинково-фосфорных) присадок. Это означает, что при одинаковой базе, сходных условиях эксплуатации и равных интервалах замены такие масла надежнее защищают двигатель, чем менее зольные.

Однако материалы с высокой сульфатной зольностью подходят далеко не для всех силовых агрегатов. Они могут крайне отрицательно влиять на фильтры DPF, являющиеся частью системы дожига выхлопных газов EGR, а также на трехступенчатые катализаторы. Также их не рекомендуется использовать в моторах, оборудованных экологическими системами Euro 4, Euro 5 и Euro 6.

Среднезольные масла лучше подходят для четырехтактных газовых двигателей, оборудованных турбонаддувом. Хорошее качество этих жидкостей помогает увеличить межсервисные интервалы и препятствует коррозийным процессам. Кроме того, именно среднезольные масла предотвращают появление в биогазах загрязнений, содержащих большое количество сероводорода и галогенидов.

Малозольные моторные масла проходят очень тщательную очистку и дополняются присадками, нехарактерными для вышеописанных продуктов. В частности, в малозольных смазочных жидкостях существенно уменьшено количество золы, фосфора и серы.

Испытания малозольных масел доказали, что они способны отлично очищать двигатель, тем самым предотвращая его преждевременный износ из-за попадания твердых несгораемых частиц.

Малозольные масла – идеальный вариант для автомобилей с современными системами нейтрализации выхлопных газов (особенно это актуально для дизельных двигателей).

Единственный недостаток таких материалов – восприимчивость к качеству топлива. Одна заправка «паленым» горючим способна «убить» все полезные свойства масла.


Моторное масло

Влияние золы на двигатель

Сульфатная зольность – неоднозначная характеристика моторного масла. Воспринимать ее как только положительную или только отрицательную нельзя. Для простых двигателей, без катализаторов и сажевых фильтров, повышенная зольность масла – это скорее хорошо, чем плохо.


Однако для современных моторов классов Евро-5 и Евро-6, полнозольные масла не рекомендованы, так как могут привести к ускоренному износу дорогих силовых агрегатов.


Если говорить о негативных последствиях повышенной зольности масла, можно выделить следующие. Высокая зольность провоцирует образование отложений, которые обладают дегенеративными свойствами. Они не только загрязняют двигатель, но и влияют на работу других автомобильных систем. Именно поэтому моюще-диспергирующие свойства масла – одни из важнейших.  

Большое количество отложений провоцирует повышение температуры силового агрегата. Соответственно, качество его работы снижается, возникают различные неисправности. Особенно страдают масляные фильтры – они попросту забиваются.


Среди других последствий загрязнения двигателя зольными отложениями:

  • Несвоевременное воспламенение рабочей смеси
  • Проблемы в работе электродов свечей зажигания
  • Прогар выпускных клапанов
  • Уменьшение ресурса катализатора
  • Ускоренное образование нагара на поршнях и кольцах (закоксовка)

Выбор масла определенной зольности должен осуществляться с учетом рекомендаций производителя автомобиля и его технического состояния.