Информационный портал о маслах,
смазках, клеях и технических жидкостях

Смазка для подшипников ступиц. Топ-5 лучших материалов

14.02.2022 2

Ступица – важнейшая деталь ходовой части автомобиля, закрепленная на валу или оси. Она соединяет колесо с подвеской и обеспечивает ему возможность свободно вращаться за счет роликов подшипника.

В современном транспорте часто используются ступичные подшипники закрытого типа. Они не требуют обслуживания и при возникновении неисправностей подлежат замене (иногда вместе со ступицей).


В тех автомобилях, которые оборудованы регулируемыми (открытыми) ступичными подшипниками, проблему их преждевременного износа можно решить путем регулярного смазывания узлов.


В зависимости от конструкции деталей в качестве смазки для подшипников ступиц применяются масла или пластичные материалы. Первые заливаются прямо в полость ступицы или попадают в нее из картера моста.

Консистентные составы наносятся вручную или при помощи инструмента типа шпателя.

Рассмотрим самые популярные смазки для ступичных подшипников, составив рейтинг исходя из соотношения комплекса свойств и стоимости материалов.

ТОП-5 смазок для подшипников ступицы

1  место
1 место
Смазка для подшипников ступиц EFELE
Специализированная пластичная смазка для подшипников авто- и спецтехники.
99/100
рейтинг

Смазка для подшипников ступиц EFELE обладает стабильной консистенцией, поэтому не вытекает из узлов трения при температурах до +160 °С и повышении оборотов двигателя.

Она работоспособна при низких отрицательных температурах (до -30 °С), что позволяет ей облегчать проворачивание подшипников в зимнее время года.

Смазка отличается своей водостойкостью и антикоррозионными свойствами, совместимостью с материалами сальников (эластомерами), пластиками и цветными металлами, из которых могут быть изготовлены, к примеру, сепараторы подшипников.

Благодаря специальному комплексу EP и AW присадок состав обладает высокой несущей способностью и противоизносными свойствами.

Комплексный литиевый загуститель придает смазке высокую температуру каплепадения (> +250 °C), поэтому даже в случае перегрева узла он остается защищенным.

2  место
2 место
Liqui Moly LM 50
Высокотемпературная смазка для подшипников ступиц.
87/100
рейтинг

Пластичная смазка темно-синего цвета используется по большей части в грузовых автомобилях и сельскохозяйственной технике. Она хорошо выдерживает ударные нагрузки, не вытекает и не плавится при нагреве. Благодаря противозадирным компонентам смазка увеличивает срок службы ступичных узлов.

Liqui Moly LM 50 не вымывается горячей и холодной водой, предотвращает появления вибраций трансмиссии.

При аналогичных относительно Смазки EFELE показателях продукт немецкого производства стоит значительно дороже, поэтому занимает вторую позицию в рейтинге.

3  место
3 место
Mobil XHP 222
Синяя смазка широкого спектра применения.
85/100
рейтинг

Универсальный состав синего цвета, пригодный для использования практически во всех подшипниках и других узлах автомобилей, а также промышленного оборудования, строительной и морской техники. Благодаря красителю легко контролировать нанесение смазки на поверхности и отслеживать необходимость новой порции.

Материал содержит набор противозадирных наполнителей и обладает отличной адгезией. Смазка не высыхает и не растекается при нагревании, хорошо выдерживает повышенную влажность и экономно расходуется.

Основной недостаток Mobil XHP 222 – это меньшая термостойкость по сравнению с EFELE и Liqui Moly. Нижний предел рабочих температур рассматриваемой смазки составляет -25 °С, что сужает область применения продукта в регионах с суровыми зимами.

4  место
4 место
SKF LGWA 2
Пластичная смазка на минеральной основе с литиевыми загустителями.
78/100
рейтинг

Позиционируется как универсальная смазка, подходящая в том числе и для ступичных подшипников.

Материал работает в широком диапазоне температур, обладает выраженным противозадирным эффектом и отличной влагостойкостью. Однако по уровню адгезии (особенно при долговременных нагрузках) он уступает смазкам, находящимся на предыдущих позициях ТОПа. Кроме того, найти продукт в обычных магазинах получается далеко не всегда.

5  место
5 место
Литол-24
Многоцелевая литиевая смазка.
66/100
рейтинг

Литол-24 изготавливается путем загущения смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты. Смазка позиционируется как антифрикционная, водостойкая, предназначенная для применения в узлах трения различных транспортных средств.

По верхнему пределу рабочих температур (до +120 °С) продукт сильно уступает рассмотренным ранее материалам.

Несмотря на заявленную водостойкость при контакте с водой Литол-24 достаточно быстро вымывается и теряет свои свойства.

Причины быстрого износа ступичных подшипников

Ступичный узел считается достаточно надежным. Нередко он служит более 100 тысяч км, не требуя замены смазки или какого-либо другого вмешательства. Однако в некоторых случаях подшипник ступицы или деталь целиком (если она неразборная) нуждаются в замене уже после нескольких тысяч километров.


Причинами быстрого износа ступичных подшипников могут стать:

  • Конструктивные просчеты
  • Низкое качество комплектующих
  • Повреждение пыльников и сальников
  • Перекос или неправильный момент затяжки подшипников при замене

Просчеты в конструкции ступичного узла иногда случаются при проектировании конкретного транспортного средства. Производственный брак служит причиной снижения качества элементов ступицы.

При нарушении целостности сальников и/или пыльников снижается герметичность узла. В результате смазка его покидает, внутрь проникают вода и грязь. Естественно, что в таких условиях службы подшипников существенно сокращается. Больше других повреждениям подвержены резиновые уплотнители внедорожной, сельскохозяйственной техники и других машин, испытывающих экстремально высокие нагрузки.

В случае перекоса или несоблюдения момента затяжки ступичные подшипники неправильно воспринимают нагрузку и/или имеют недостаточный рабочий зазор. Это приводит к повышению трения и перегреву деталей.


Изношенный подшипник ступицы

Признаки неисправности

О том, что со ступичными подшипниками не все в порядке, говорит специфический гул во время движения транспортного средства – особенно если его тональность меняется при разных скоростях, пропадает или усиливается на поворотах.


Вначале шум слышится не во всем диапазоне скоростей, однако по мере увеличения износа подшипников становится постоянным. В отличие от гула трансмиссии, который обычно возникает при разгоне или торможении, звук подшипников зависит только от скорости.

О крайней стадии износа ступичных подшипников свидетельствует перерастание гула в хруст и вибрацию. При этом риск заклинивания узла становится неминуемым, что очень опасно.

На легковых автомобилях не заметить странных звуков практически невозможно, поэтому проблема, как правило, решается вовремя.

Интервалы замены смазки в подшипниках ступиц

Срок службы смазочного материала в ступичных подшипниках варьируется в зависимости от конструкции узлов, условий эксплуатации техники, рекомендаций производителей. Некоторые, к примеру, заявляют, что техобслуживание ступиц должно проводиться каждые 20 тыс. км пробега, другие указывают до 150 тыс. км.


При использовании транспортных средств в тяжелых условиях бездорожья, при ударных нагрузках интервал обслуживания ступиц существенно сокращается.


Регламент этой процедуры предусматривает не только замену смазки в подшипниках, но и удаление из них загрязнений и воды.


Изношенный ступичный подшипник

Какими смазочными материалами пользоваться не стоит?

Ступица – достаточно сложный узел, которому должен выдерживать высокие нагрузки. Именно поэтому подходить к выбору смазочный материал для данного узла необходимо очень серьезно.

Смазочные вещества, в состав которых входят синтетические углеводороды, не подойдут для смазывания ступичных подшипников, так как они не выдерживает высоких температур и разрушаются при нагреве чуть более +45 °С.

Графитовые смазки – также не лучший выбор для подшипников (любых, не только ступичных). Из-за большого количества графитовых частиц и присадок, низкой вязкости минеральной базы и пониженной коллоидной стабильности они могут нанести узлу непоправимый вред.

Не рекомендуется смазывать ступичный узел составами, загущенными натриевыми и кальциевыми мылами. Они плохо защищают элементы ступицы от проникновения влаги и, соответственно, коррозии.

Популярный у российских автомобилистов Шрус-4 тоже не рекомендуется применять для смазки ступичных подшипников, так как он предназначен для грубых шарнирных механизмов.

Был ли полезен обзор?
Рейтинг: 3.92 (13 оценок)

Комментарии (2)

Чтобы оставить
комментарий, войдите
или зарегистрируйтесь
Для того, чтобы авторизоваться и оставить комментарий, выключите Adblock на этой странице
  • Комментарии
Загрузка комментариев...