Все смазки для тормозных механизмов можно условно разделить на 2 вида. К первому относятся составы для поршней и направляющих пальцев, ко второму – так называемые противоскрипные смазки для тормозных колодок.
Специализированные смазочные материалы для тормозов имеют ряд преимуществ перед стандартными литолами и графитовыми смазками. Самый главных их плюс – способность выдерживать экстремально высокие температуры и воздействие воды.
Важно понимать, что смазки для тормозных колодок нельзя применять для поршней и направляющих – они неблагоприятно влияют на резиновые пыльники, вызывая их набухание, и могут привести к заклиниванию пальцев. И наоборот – смазки для суппортов неэффективны в борьбе со скрипом колодок. Дело в том, что при торможении колодки сильно нагреваются, поэтому материалы без антифрикционных наполнителей быстро выгорают.
В данном обзоре мы приведем несколько популярных антискрипных смазок для тормозных колодок, кратко рассмотрим их свойства, преимущества и недостатки.
ТОП-6 смазок для тормозных колодок
Коротко об устройстве и работе тормозной системы
Тормозная система по праву является одной из важнейших в автомобиле. Ее нормальная работа гарантирует не только безопасность и комфортность езды, но и высокую проходимость транспортного средства.
По назначению выделяют основную, вспомогательную и стояночную тормозные системы. Основная (рабочая) отвечает за торможение транспортного средства, вспомогательная (аварийная) позволяет остановить автомобиль в случае неполадок с основной системой.
Отдельная стояночная подсистема отвечает за фиксацию машины на месте во время стоянки.
В качестве основных элементов тормозной системы выделяют:
- Педаль тормоза
- Бачок для тормозной жидкости
- Тормозной усилитель
- Главный тормозной цилиндр и несколько колесных цилиндров
- Регулятор давления
- Цепочку шлангов и трубопроводов
- Исполнительные механизмы: барабаны или диски, суппорты, колодки
- Электрогидравлический блок управления: ABS, TCS, ESP
При нажатии на педаль тормоза усилие передается главному тормозному цилиндру через вакуумный усилитель. Давление тормозной жидкости увеличивается. Усилие от тормозных контуров передается колесным цилиндрам и приводит в действие тормозные колодки – они прижимаются к дискам или барабанам, в результате чего колеса замедляют свое вращение.
При отпускание педали тормоза она принимает исходное положение под действием возвратной пружины. На нейтральную позицию возвращается и поршень главного тормозного цилиндра. Колодки отпускают диски или барабаны, давление в системе падает.
Классификация противоскрипных смазок для тормозных колодок
На скобах, обратных металлических поверхностях тормозных колодок и противоскрипных пластинах (при их наличии) применяются высокотемпературные противозадирные смазки и пасты.
По составу наполнителей они их можно разделить на:
- Комплексные: с добавками порошков меди, алюминия и графита
- Медные: с порошками меди
- Дисульфидмолибденовые: с наполнителем из дисульфида молибдена
- Неметаллические: с силикатом магния, керамикой и др. неметаллическими антифрикционными добавками
Помимо самой смазки, при замене колодок понадобится очиститель – он поможет удалить с обрабатываемых поверхностей грязь и остатки старых смазочных материалов.
Некоторые производители, например, компания «Эффективный Элемент», выпускают смазки и очистители для тормозов в одном комплекте. Так, Набор для обслуживания тормозной системы EFELE включает все необходимое для проведения этой процедуры: Смазку для тормозных колодок (2 шт), Смазку для направляющих суппорта и Очиститель тормозов.
Рекомендации по выбору смазки
Подобрать подходящую смазку для тормозной системы несложно – достаточно знать надежных производителей, а также изучить описание каждого продукта.
При обслуживании тормозов под рукой стоит иметь два вида смазок: противоскрипную и для направляющих.
Учитывайте, что многие продавцы путают эти составы, предлагая для суппортов смазки с металлическими компонентами. Применять их для поршней и пальцев категорически нельзя, так же, как и использовать для тормозных механизмов обыкновенные литолы и т.п. Традиционные смазки, разработанные еще в СССР, не выдерживают высоких температур и быстро коксуются.
Отдавайте предпочтение продукции известных фирм, специализирующихся на автохимии или производстве комплектующих для тормозных систем.
Кроме того, держите в запасе один-два ремкомплекта суппортов, а также набор подходящих уплотнителей и колпачков.
Приобретая смазку в интернет-магазине, имейте в виду, что описания могут быть неточными, поэтому лучше ищите их на сайте производителя.