Антифрикционные покрытия: что это такое и как они работают?
В последние годы все большую популярность завоевывает новый вид смазочных материалов – антифрикционные покрытия (АФП). Их применение является самым перспективным способом решения проблем, связанных с потерями на трение в движущихся узлах. Во многих случаях антифрикционные покрытия могут полностью заменить традиционные пластичные смазки, демонстрируя свою лучшую результативность.
По текстуре и внешнему виду АФП похожи краски, однако вместо пигмента они содержат очень мелкие (высокодисперсные) частицы твердых смазочных веществ, равномерно распределенные в смеси связующих материалов и растворителей. Твердые частицы обладают стабильным низким коэффициентом трения и обеспечивают покрытию хороший смазочный эффект.
В качестве твердых наполнителей в АФП вводят дисульфид молибдена MoS2, поляризованный графит, политетрафторэтилен (тефлон) и др. Покрытия с первыми двумя веществами в составе выдерживают высокие нагрузки, материалы на основе ПТФЭ и подобных ему полимеров – средние.
Связующие элементы в АФП обеспечивают его адгезию к поверхности, химическую стойкость и антикоррозионную способность. В качестве связующих используют эпоксидные смолы, титанаты, полиуретаны, акриловые, фенольные, полиамидные компоненты и пр.
Растворители предназначены для равномерного распределения твердых смазок и связующих на субстрате. Практически сразу после нанесения покрытия они испаряются, оставляя сухой гладкий слой АФП, прочно сцепленный с поверхностью. Толщина слоя легко контролируется и может составлять от 5 до 20 мкм, что практически не влияет на исходную точность размеров детали.
Антифрикционные покрытия наносятся так же, как обычные краски – кистью, методом окунания, трафаретной печати или распыления. Последний способ – самый быстрый и удобный, поэтому АФП в аэрозольных баллонах очень популярны (особенно для непромышленных применений).
В данном обзоре мы постарались собрать сведения о самых известных антифрикционных покрытиях и составить их рейтинг, руководствуясь комплексом свойств, доступностью и стоимостью материалов.
Итак…