Двигатели Toyota серии AZ представляют собой бензиновые рядные четырехцилиндровые силовые агрегаты. Они состоят из литого алюминиевого блока, чугунных гильз, алюминиевой ГБЦ и двух цилиндров с распределительными валами.
Серия AZ производится по передовым технологиям, включающим наклонные («squish») камеры сгорания, смещенные центры цилиндров и коленвала, а также систему VVT-i.
Кованый стальной коленчатый вал полностью сбалансирован восемью противовесами и поддерживается пятью основными подшипниками. Двигатель имеет габариты 626 мм × 608 мм × 681 мм.
Двигатели AZ пришли на замену силовым агрегатам класса S. Рассмотрим подробнее одну из разновидностей AZ – 2AZ FE. Назовем их основные характеристики, включая заправочный объем.
Основные особенности двигателя Toyota 2AZ FE
Двигатель 2AZ FE производится в Японии (завод Камиго), в США (автозавод Toyota в штате Кентукки), а также в Китае.
Его заправочный объем составляет 2,4 л (2362 см2).
В разные годы 2AZ-FE устанавливался на автомобили:
- Toyota Camry (2002-2011)
- Toyota Camry Solara (2002-2008)
- Toyota Matrix S/XR/XRS (2009-2011)
- Toyota MarkX Zio (2007-2013)
- Toyota Corolla XRS (2009-2010)
- Toyota RAV4 (2004-2007)
- Toyota Highlander/Kluger/Harrier (2001-2007)
- Toyota Estima/Ipsum /Previa/Tarago
- Toyota Alphard
- Toyota Blade
- Toyota Avensis
- Pontiac Vibe (2009-2010)
- Scion tC (2005-2010)
- Scion xB (2008-2015)
Несмотря на некоторые недоработки, двигатели 2AZ FE по большей части имеют множество достоинств за счет оригинальной конструкции:
- Чугунные гильзы цилиндров вплавлены в алюминиевое тело блока и имеют высокую адгезию благодаря неровной поверхности («ласточкин хвост»)
- Стальной коленвал рсаположен на 5 опорах с 8 противовесами, ось смещена на 10 мм относительно цилиндров для снижения износа, полимерные шестерни для привода балансирных валов закреплены на нем неподвижно
- Поршни имеют умеренно облегченную юбку с покрытием, пальцы плавающего типа\
- Впускные порты ГБЦ расположены ближе к вертикали, крышка создана из алюмо-магниевого сплава
- Регулировка тепловых зазоров клапанов осуществляется благодаря толкателям без шайб
- Коллекторы расположены перед выпускным трактом и позади впускного ресивера
Регламент обслуживания
Регламент технического обслуживания двигателя 2AZ FE подразумевает проведение следующих операций.
После 50 000 км пробега необходимо менять антифриз, так как к этому времени он теряет свои свойства.
Моторное масло и фильтр следует обновлять каждые 10 000 километров. Каждые 30 000 км замене подлежит топливный фильтр, в этот же период крайне желательно оценить состояние топливопровода.
На рубеже в 20 000 км приходят в негодность свечи и засоряется вентиляция картера.
Аккумулятор двигателя 2AZ FE служит около 5 лет (в зависимости от конструкции). Выпускной коллектор обычно начинает прогорать после 50 000 км. Цепь ГРМ рассчитана на 150-200 тысяч км пробега.
Основные недостатки двигателя 2AZ-FE
Многие владельцы автомобилей с двигателями 2AZ FE жалуются на постепенный перегрев агрегата, особенно при дальних поездках.
Еще одним недостатком 2AZ FE является дороговизна его ремонта. При залегании колец, к примеру, требуется замена блока цилиндров в сборе. Эта процедура весьма затратная.
Уверенности в надежности двигателя не внушает пластиковый впускной коллектор. Система VVT-i оправдала себя только в средней полосе США, где подобные агрегаты проходят до миллиона километров без заметных проблем.
Самым большим разочарованием для владельца авто с 2AZ FE стало отсутствие деталей нужных ремонтных размеров. При износе некоторых элементов силовой установки из-за некачественного топлива или несоблюдения режимов эксплуатации двигатель меняется целиком.