Производители автомобилей стараются сделать их максимально комфортными для человека. Для этого они оснащают транспортные средства полезными приборами: отопителями, устройствами для обогрева сидений, электроприводами стекол, кондиционерами, круиз-контролями и пр.

Принцип работы всех этих систем достаточно прост. К примеру, отопитель («печка»), о котором пойдет речь в данной статье, появилась в середине прошлого века. Тогда она представляла из себя моторчик, который загонял теплый воздух в патрубки и выталкивал его в салон.

Немного позже вентиляторы «одели» в пластиковые корпуса, уменьшили их размеры и увеличили мощность, повысив таким образом их производительность.

В конструкции отопителей на сегодняшний день практически ничего не изменилось, кроме появления цифровых датчиков и усовершенствования системы ходов (для обдува разных частей салона).


Электродвигатель по-прежнему остается основным элементом печки. При его износе водитель слышит гудение или скрип при работе вентилятора. Предотвратить эту проблему можно, регулярно смазывая узел.


Электродвигатель печки

Проблемы с моторчиком печки

Электромотор состоит из неподвижной части с магнитами (статора) и подвижной части с обмотками (ротора). Последний установлен в корпус на втулку. Если эта часть испытывает нехватку смазки, она начинает издавать неприятные звуки.

Втулки изготавливают из бронзы с добавлением графита. Несмотря на то, что графит является твердым смазочным материалом, детали нуждаются в дополнительном обслуживании, особенно с учетом того, что в зоны трения постоянно попадают влага и пыль.

На многих заводах втулки и валы оборудуют принудительной системой смазки. Простое приспособление в виде кольца из войлока устанавливают вблизи гнезда втулки. Периодически его пропитывают маслом, которое попадает на трущиеся поверхности и снижает их износ.


Возникновение шума при работе печки, скорее всего, свидетельствует о том, что смазка в войлоке высохла. Для дальнейшей эксплуатации вентилятора необходимо снова пропитать материал.


Иногда причина шума или других нетипичных для электродвигателя звуков заключается в низком качестве этого устройства. Например, из-за отсутствия в стали нужных компонентов или слишком низком содержании графита в бронзе на валу вентилятора появляется ржавчина.

В этом случае пара «вал/втулка» может сильно перегреваться и даже заклинить, что влечет за собой риск пожара, возможного при замыкании от перегрузки.

Обслуживать такие моторчики нужно намного чаще, и при этом использовать густую смазку.


Смазка на моторчике печки

Смазывание деталей электродвигателя

Если вентилятор издает писк или шум при работе, рекомендуется смазать его детали. Помимо смазочного состава, вам понадобятся крестовая отвертка, пассатижи и ключ на 8.

Найдите моторчик печки, руководствуясь инструкцией к вашему автомобилю. Чаще всего он установлен в салоне, под главной панелью. Реже его можно найти под капотом.

Отсоедините всю примыкающую проводку (на редуктор и пневматический клапан). Сам моторчик обычно крепится двумя или тремя болтами, а может находится в пластиковом чехле, который тоже необходимо открутить. Перед смазыванием мотор разбирают и оценивают его внутреннее состояние.

У вентилятора должен сниматься пропеллер и откручиваться верхняя крышка, в которую будет впрессована бронзовая втулка. Вторая находится в самом корпусе (стакане). Прежде чем смазывать эти детали, проверьте их на предмет люфта и выработки.

Если ротор «болтается», сразу замените втулки на новые. Если все в порядке, промокните фетровое кольцо маслом (например, моторным), обмажьте все густой пластичной смазкой (литолом, солидолом и т.п.) и соберите в правильной последовательности.

Будьте осторожны со щетками и самим ротором, чтобы не повредить якорь. Жидкая смазка (масло) не должна попадать на контакты во избежание короткого замыкания.