Производители автомобилей стараются сделать их максимально комфортными для человека. Для этого они оснащают транспортные средства полезными приборами: отопителями, устройствами для обогрева сидений, электроприводами стекол, кондиционерами, круиз-контролями и пр.
Принцип работы всех этих систем достаточно прост. К примеру, отопитель («печка»), о котором пойдет речь в данной статье, появилась в середине прошлого века. Тогда она представляла из себя моторчик, который загонял теплый воздух в патрубки и выталкивал его в салон.
Немного позже вентиляторы «одели» в пластиковые корпуса, уменьшили их размеры и увеличили мощность, повысив таким образом их производительность.
В конструкции отопителей на сегодняшний день практически ничего не изменилось, кроме появления цифровых датчиков и усовершенствования системы ходов (для обдува разных частей салона).
Электродвигатель по-прежнему остается основным элементом печки. При его износе водитель слышит гудение или скрип при работе вентилятора. Предотвратить эту проблему можно, регулярно смазывая узел.
Проблемы с моторчиком печки
Электромотор состоит из неподвижной части с магнитами (статора) и подвижной части с обмотками (ротора). Последний установлен в корпус на втулку. Если эта часть испытывает нехватку смазки, она начинает издавать неприятные звуки.
Втулки изготавливают из бронзы с добавлением графита. Несмотря на то, что графит является твердым смазочным материалом, детали нуждаются в дополнительном обслуживании, особенно с учетом того, что в зоны трения постоянно попадают влага и пыль.
На многих заводах втулки и валы оборудуют принудительной системой смазки. Простое приспособление в виде кольца из войлока устанавливают вблизи гнезда втулки. Периодически его пропитывают маслом, которое попадает на трущиеся поверхности и снижает их износ.
Возникновение шума при работе печки, скорее всего, свидетельствует о том, что смазка в войлоке высохла. Для дальнейшей эксплуатации вентилятора необходимо снова пропитать материал.
Иногда причина шума или других нетипичных для электродвигателя звуков заключается в низком качестве этого устройства. Например, из-за отсутствия в стали нужных компонентов или слишком низком содержании графита в бронзе на валу вентилятора появляется ржавчина.
В этом случае пара «вал/втулка» может сильно перегреваться и даже заклинить, что влечет за собой риск пожара, возможного при замыкании от перегрузки.
Обслуживать такие моторчики нужно намного чаще, и при этом использовать густую смазку.
Смазывание деталей электродвигателя
Если вентилятор издает писк или шум при работе, рекомендуется смазать его детали. Помимо смазочного состава, вам понадобятся крестовая отвертка, пассатижи и ключ на 8.
Найдите моторчик печки, руководствуясь инструкцией к вашему автомобилю. Чаще всего он установлен в салоне, под главной панелью. Реже его можно найти под капотом.
Отсоедините всю примыкающую проводку (на редуктор и пневматический клапан). Сам моторчик обычно крепится двумя или тремя болтами, а может находится в пластиковом чехле, который тоже необходимо открутить. Перед смазыванием мотор разбирают и оценивают его внутреннее состояние.
У вентилятора должен сниматься пропеллер и откручиваться верхняя крышка, в которую будет впрессована бронзовая втулка. Вторая находится в самом корпусе (стакане). Прежде чем смазывать эти детали, проверьте их на предмет люфта и выработки.
Если ротор «болтается», сразу замените втулки на новые. Если все в порядке, промокните фетровое кольцо маслом (например, моторным), обмажьте все густой пластичной смазкой (литолом, солидолом и т.п.) и соберите в правильной последовательности.
Будьте осторожны со щетками и самим ротором, чтобы не повредить якорь. Жидкая смазка (масло) не должна попадать на контакты во избежание короткого замыкания.