Дроссельная заслонка: назначение, принцип работы и разновидности

Одним из главных узлов системы впуска бензиновых двигателей является дроссельный. Он состоит из тела, заслонки и датчиков.

Заслонка представляет собой металлическую пластину, закрепленную на оси. Она способна вращаться на 90 градусов, открывая или перекрывая поток среды.


Функция дроссельной заслонки заключается во впуске воздуха для его последующего смешивания с горючим и образования топливовоздушной смеси.


Дроссельная заслонка связана с педалью газа. При нажатии на педаль пластина открывается, чем выше сила нажатия, тем больше угол для пропуска среды.

Существует два вида дроссельных заслонок: механическая и электронная.

Первая соединяется с акселератором напрямую системой тросов. В режиме холостого хода она находится в закрытом положении и не пропускает воздух. Для обеспечения поступления кислорода с целью поддерживания оборотов устанавливается регулятор холостого хода.


Механический дроссель


Вторая полностью управляется электронным блоком и не имеет прямой связи с педалью газа. В режиме холостого хода она не остается герметичной, а открывается на небольшой угол, что позволяет отказаться от применения регулятора холостого хода.

На современные автомобили устанавливаются преимущественно электронные дроссельные заслонки. Они имеют более простую конструкцию, реже загрязняются. В них меньше деталей, которые могут подвергаться износу. Однако сложная электроника в случае поломки тяжело поддается ремонту.


В связи с тем, что дроссельная заслонка находится между коллектором и воздушным фильтром, на нее с обеих сторон попадают загрязнения. С одной стороны – картерные газы, смешанные с частицами масла, с другой – мелкие частицы из воздуха.


Оседая на деталях, загрязнения образуют плотный масляно-грязевой слой, который мешает заслонке полностью закрыться, создавая подсос лишнего воздуха на холостом ходу. Кроме того, отложения перекрывают пропуск воздуха при малом угле открытия заслонки.

В результате того, что в систему постоянно поступает не то количество воздуха, на которое рассчитывает электронный блок, случаются сбои.

Понять, что с системой впуска воздуха что-то не так, можно по следующим признакам:

  • Нестабильные обороты на холостом ходу
  • Отключение двигателя на светофорах
  • Дергание автомобиля на малой скорости
  • Проблемы с запуском мотора

Эти проблемы могут стать следствием сбоев в работе не только заслонки, но и разнообразных датчиков. Как правило, первым делом проверяют и чистят именно заслонку, особенно если время планового обслуживания узла уже близко.


Чистка заслонки: пошаговая инструкция

Для чистки заслонки понадобятся: очиститель дроссельной заслонки, ветошь.

Чтобы прочистить заслонку, ее нужно отсоединить. Это важно, так как промывка впускного клапана или самой заслонки без снятия не позволяет удалить все загрязнения. Особенно, если уже появились проблемы с запуском и функционированием двигателя.

Порядок работы:

  • Снять минусовую клемму аккумулятора
  • Слить жидкость из охлаждающей системы
  • Отсоединить от дросселя шланги, регулятор холостого хода и трос привода
  • Вытащить дроссель, визуально оценить его состояние
  • При износе прокладок и других элементов сделать замену
  • Прочистить дроссель
  • Восстановить заводское покрытие и устранить зазор при необходимости
  • Собрать узел в обратном порядке

Для очистки необходимо приобрести очиститель дроссельной заслонки. Подойдет любой, разница между ними заключается в удобстве применения и количестве нанесений, необходимых для удаления прочно сцепленных отложений.


Очиститель дроссельной заслонки


Удобнее всего пользоваться очистителями в аэрозольных баллонах, которые снимают верхний слой загрязнений мощной струей.

После нескольких нанесений химия убирает все отложения. Применять абразивные материалы и прилагать большие усилия для устранения загрязнений нельзя. Во-первых, этим можно повредить поверхность заслонки, а во-вторых, есть риск снять заводское покрытие.


После чистки дроссель необходимо еще раз осмотреть. В зависимости от его состояния есть несколько вариантов действий.


Если на заслонке было покрытие и оно стерлось, необходимо восстановить защитный слой.


Покрытие для дроссельной заслонки


Если покрытия не было, но появился зазор между краями пластины и телом дросселя, необходимо его устранить. Важно – если заслонка электронная, то зазор там может быть предусмотрен конструкцией для пропуска воздуха на холостом ходу. Механические заслонки не имеют зазора с завода.

Если покрытия не было, а зазор еще не появился, можно устанавливать детали в мотор. Но для увеличения срока службы заслонки и предотвращения образования люфта рекомендуется нанести антифрикционное покрытие.

Как наносить покрытие?

Основное назначение покрытия заключается в предотвращении образования зазора между заслонкой и корпусом дросселя, снижении износа трущихся поверхностей и увеличении чувствительности заслонки. Такое покрытие применяется на заводе-изготовителе на края заслонки и может быть самостоятельно восстановлено с помощью набора для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия Modengy.



Антифрикционное твердосмазочное покрытие наносится на всю поверхность заслонки и часть корпуса дросселя. Обычно заводское покрытие создает защитный слой только на краях пластины. Но при восстановлении рекомендуется обработать большую площадь. На гладкую поверхность не налипают загрязнения, поэтому обслуживать дроссель придется намного реже.

Покрытие на основе дисульфида молибдена (твердое смазочное вещество) наносится после очистки дроссельной заслонки очистителем из комплекта методом распыления из аэрозольного баллона в несколько слоев.

На нашем канале на Яндекс.Дзене есть подробный разбор процесса. 


Как еще увеличить период между чистками?

Дроссельная заслонка довольно быстро загрязняется картерными газами и частицами масла, поэтому чистить ее необходимо примерно раз в 40 тысяч километров пробега.

Чем агрессивнее режим эксплуатации транспортного средства, тем чаще нужно чистить дроссель.

Для снижения количества отложений между обслуживаниями можно проводить промежуточную очистку без снятия компонентов.

Если заслонка загрязняется слишком быстро, причина может скрываться в состоянии двигателя. Для увеличения интервалов обслуживания заслонки может понадобиться ремонт цилиндро-поршневой группы.

Еще одна из причин увеличенного количества отложений на деталях дросселя заключается в использовании некачественного топлива. При сгорании такого горючего выпадает много осадка, который загрязняет заслонку.

Увеличить период чистки дросселя помогает замена воздушного фильтра. Если он перестает задерживать мелкие частицы или теряет герметичность, то и дроссель обрастает отложениями гораздо быстрее, чем обычно.