Что собой представляет легкая авиация?

Легкой, а также малой авиацией называют создание и использование воздушных судов - самолетов и вертолетов – массой от 495 до 5700 и 4500 килограмм соответственно, в которые помещается несколько человек. 

Сферы применения малой авиации:

  • Перевозка пассажиров
  • Обучение полетам
  • Фото и видеосъемка с воздуха
  • Перемещение рекламных баннеров
  • Спорт
  • Выполнение сельскохозяйственных работ
  • Обнаружение и ликвидация аварийных ситуаций
  • Геологоразведка, получение метеопрогнозов
  • Деловая авиация
  • Военная сфера

Большинство самолетов малой авиации находится в собственности частных лиц и используется в коммерческих целях.

Распространенность малой авиации во всем мире увеличивается.


Малая авиация


Самолеты малой авиации состоят из фюзеляжа, оперения, крыльев, силового агрегата, движителя, бортового оборудования, шасси.

Движителем самолетов малой авиации является воздушный винт, который приводится в движение с помощью авиационного двигателя.


Поршневые авиадвигатели

В самолетах малой авиации устанавливаются поршневые авиадвигатели. Такие силовые агрегаты изначально применялись во всех моделях летательных аппаратов. Однако по мере увеличения высоты и скорости полета, габаритов и веса воздушных судов они стали заменяться на более мощные реактивные и турбореактивные.

Поршневой авиационный двигатель по принципу действия схож с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Однако количество цилиндров с поршнями в нем может превышать 20.

Относительно внутренней поверхности цилиндров осуществляют возвратно-поступательные движения поршни, которые приводятся в действие под силой расширенных газов.


Поршни авиационного двигателя


Через специальные механизмы движение поршней передается на винт самолета, придавая ему вращение: от поршня через шатун движение передается коленвалу, на котором установлен сам воздушный винт.

Отказ от большого количества передаточных узлов позволяет снизить вес моторов, что очень важно для обеспечения нормальной работы самолетов.

Несмотря на схожий принцип работы, авиационные двигатели в разы мощнее автомобильных. Они изготавливаются из высококачественных материалов, отличаются повышенной надежностью. При разработке учитывается возможность нахождения самолета в перевернутом положении.


Поршневые авиадвигатели в зависимости от конструкции делятся на два основных вида: радиальные и рядные.


Цилиндры и поршни в радиальных двигателях установлены в форме звезды в один или несколько рядов. В одном ряду находится 5 или более цилиндров, расположенных по окружности.


Поршневой двигатель с радиальным расположением цилиндров


Данный вид двигателей имеет воздушное охлаждение – обдувается потоком воздуха.

Рядные двигатели устанавливаются друг за другом либо в форме буквы V. Они имеют воздушное охлаждение.


Рядный поршневой авиадвигатель


Поршневые авиадвигатели рядного типа более габаритные, чем радиальные. Именно поэтому в современных самолетах малой авиации используются радиальные моторы с 7-9 цилиндрами.


Обслуживание самолетов

Одним из главных требований к узлам любых воздушных судов, в том числе и малой авиации, является надежность.

Наиболее важна нормальная работа винта, которая во многом зависит от состояния двигателя.

Необходимо проверять уровень смазочной жидкости и вовремя ее восполнять.

Для обеспечения дополнительной защиты от износа на поршни на этапе производства наносится авиационное покрытие. Например, для этой цели используют Modengy 1007 и Modengy 1003.

Поршни авиационных двигателей

Авиационное покрытие изготавливается на основе особо термостойкого вида полимеров с высокими триботехническими и физико-механическими свойствами.


Благодаря его применению на юбках поршней формируется прочный сухой слой, устойчивый к истиранию. Покрытие снижает трение даже при высоких усилиях на боковые поверхности поршня при движении и перекладке, благодаря чему увеличивается ресурс и надежность эксплуатации главных рабочих элементов авиационных двигателей.

Для минимизации риска отказов оборудования проводят плановое и внеплановое обслуживание компонентов самолетов.

Плановые осмотры осуществляются каждые 100, 200, 1000 и 2000 часов.


Обслуживание самолета


Первая проверка проводится уже через несколько часов работы нового самолета или после установки нового двигателя.

Чем больше периодичность между осмотрами, тем тщательнее контролируется состояние узлов.


Внеплановое обслуживание самолетов обязательно осуществляется после возникновения аварийных ситуаций – ударов, возгораний, отказов, проблем с посадкой и других неисправностей.


После каждой летной смены вся поверхность самолета протирается с помощью моющего средства для удаления загрязнений.

Не рекомендуется оставлять летательный аппарат вне ангара при его стоянке.

На земле также проводится противообледенительная обработка фюзеляжа.

Легкая авиация не является официально закрепленным понятием. Это обобщенное название полетов на летательных аппаратах, масса, тип двигателя и вместимость которых сопоставимы с характеристиками автомобильного транспорта.