Превентор является важным рабочим элементом противовыбросового оборудования. Он предназначен для герметизации устья нефтяных и газовых скважин, безопасного ведения строительных или ремонтных работ, предотвращения выбросов и прорывов, которые приводят к возникновению пожара и загрязнению окружающей среды.


Пожар на нефтяной платформе


Рис. 1. Пожар на нефтяной платформе


Установка превентора является обязательным условием бурения скважин. Данные элементы бывают:

  • Плашечными – полностью перекрывают устье с помощью мощных гидравлических плашек (кроме случаев вращения колонны), которые позволяют сдерживать колоссальное давление в скважине
  • Вращающимися – уплотняют устье скважины даже при вращающейся колонне, используются при постоянно высоком давлении
  • Универсальными – перекрывают устье с любым элементом буровой колонны в скважине при помощи резиновых уплотнительных колец

На нефтяных скважинах должно быть установлено не меньше двух превенторов, на газовых – как минимум три, на морских месторождениях – не менее четырех.


Превентор


Рис. 2. Превентор


Работа превентора контролируется удаленно через специальный пульт управления, установленный в безопасном месте на расстоянии не менее 10 метров от устья скважины. В случае его поломки предусмотрена возможность ручного перекрытия скважины, которое осуществляется при помощи установленных за пределами буровой системы штурвалов.

Проблемы срабатывания превентора

Элементы превентора функционируют в напряженных условиях и со временем теряют свою надежность, а долговременные простои приводят к ускоренному коррозионному разрушению и появлению дефектов.

Чтобы обеспечить быстрое и четкое срабатывание превенторного механизма в нужный момент, на его элементы наносятся специальные защитные покрытия. Эффективными материалами для применения в данных целях оказались антифрикционные твердосмазочные покрытия под брендом MODENGY от российской компании "Моденжи".

Материалы формируют на поверхностях деталей устойчивую сухую пленку, состоящую из мельчайших смазочных частиц политетрафторэтилена и дисульфида молибдена, которая не только обеспечивает плавную работу механизмов за счет стабилизации коэффициента трения, но и обладает хорошими разделительным и антикоррозионными свойствами.


Техническое обслуживание превентора


Рис. 3. Техническое обслуживание превентора


На корпус превентора и гидроцилиндра налипают асфальтосмолопарафинистые отложения. Чтобы это предотвратить, а также снизить трение подвижных элементов, внутреннюю поверхность корпуса обрабатывают покрытием MODENGY 1014.

Для обеспечения штатного срабатывания приводных механизмов плашечных превенторов после длительного простоя применяется покрытие MODENGY 1002. Оно наносится производителями противовыбросового оборудования на трапецеидальную резьбу соединения «винт-толкатель» привода плашек превентора для снижения трения и износа деталей.

Материалы MODENGY 1014 и MODENGY 1005, наносящиеся на крепежные шпильки, позволяют обеспечить качественную затяжку крепежа, предотвращают его коррозионное разрушение и облегчают монтаж и демонтаж соединения.


Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014


Высокие противоизносные характеристики покрытий MODENGY продлевают срок службы деталей и механизмов превентора. Даже после его продолжительного простоя материалы не теряют своих свойств, и противовыбросовая система срабатывает правильно.

Превентор скважины: эксплуатация и обслуживание

При эксплуатации превентора необходимо применять качественные смазочные материалы, обеспечивающие его работоспособность даже в агрессивных и низкотемпературных условиях.

Превентор скважины должен периодически подвергаться проверке на легкость закрытия и открытия плашек – не реже 1 раза в месяц.

Противовыбросовый элемент подлежит обязательному техническому освидетельствованию после первых 10 лет эксплуатации, затем – каждые 8 лет.

Состояние резиновых уплотнений необходимо регулярно проверять (1 раз в 2-3 месяца) и заменять не реже 1 раза в год или сразу же при обнаружении малейших повреждений.