Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) – изобретение, которое можно назвать революционным. Несмотря на то, что многие предпочитают «механику», АКПП давно бы заняли лидирующие позиции, если бы стоили дешевле.

Нельзя отрицать тот факт, что коробка-автомат имеет намного более сложную конструкцию, включающую гидравлические, механические и электронные компоненты. Однако, если основными факторами выхода из строя электроники являются сбои в питании, то работа гидромеханики особо чувствительна к качеству, свойствам и состоянию трансмиссионной жидкости. Впрочем, тоже самое можно сказать и в отношении всех ближайших «родственников» АКПП – вариаторов, роботизированных коробок, трансмиссий с двойным сцеплением.

Поскольку в коробке-автомате, как и в других КПП, присутствуют трущиеся детали, это неизбежно приводит к накоплению продуктов их выработки в трансмиссионной жидкости. Загрязнения частично оседают на маслофильтре, поэтому постоянно циркулируют по масляным каналам коробки передач. В результате работа АКПП нарушается, возникают проблемы при переключении передач.


Замена загрязненного масла не всегда помогает решить проблему, поэтому следует регулярно промывать коробку. Сделать это можно как в условиях автосервиса, так и самостоятельно – при условии знания технологии и наличия определенного набора инструментов.

Для чего промывать автоматическую коробку передач?

Как уже отмечалось выше, в процессе эксплуатации автомобиля в трансмиссионном узле накапливается немалое количество различных загрязнений – мельчайшей металлической стружки, резиновой пыли, продуктов распада фрикционов и пр. Все они оседают на внутренних поверхностях АКПП, в каналах и рабочих полостях.

Накопление загрязнений негативно сказывается на работоспособности коробки, что проявляется постепенным снижением комфортности ее использования.


Грязное масло в АКПП


Для того, чтобы предупредить появление неприятностей, многие автомобилисты прибегают к процедуре промывки АКПП при плановой замене масла. Суть процедуры заключается в максимально полном удалении накопившейся грязи из системы.


Сделать это можно разными способами и при этом добиться следующих результатов:

  • Снизить риск выхода коробки-автомата из строя
  • Продлить общий ресурс трансмиссии
  • Устранить мелкие недочеты в работе АКПП, вызванные загрязнением каналов и полостей гидравлики

В интернете можно встретить разные мнения относительно полезности выполнения промывки автоматической коробки передач. Однако никто не подвергает сомнению тот факт, что чистый механизм служит дольше загрязненного. Все дело в технологии очистки – если она несовершенна, то и результат окажется соответствующим.

Периодичность проведения процедуры


Рекомендации автопроизводителей в плане периодичности промывки АКПП, в общем, совпадают: процедуру лучше проводить при каждой плановой замене трансмиссионной жидкости, т.е. каждые 35-70 тысяч километров пробега (в зависимости от конкретной марки/модели автомобиля и условий его эксплуатации).


В отдельных случаях промывка может быть внеплановой. Она необходима в тех случаях, если:

  • Появились проблемы с переключением передач
  • Автомобиль начал «дергаться» во время разгона
  • Возникли другие признаки нестабильной работы автоматической трансмиссии

Если промывка АКПП не дала ощутимых результатов, неисправности следует искать в самой коробке.

Инструкция по промывке АКПП без демонтажа

Не секрет, что гарантированно хорошие результаты достигаются при выполнении промывки коробки передач в специализированных автосервисных мастерских. В их распоряжении имеются аппараты, позволяющие производить очистку трансмиссии без демонтажа на высоком профессиональном уровне.

Если при диагностике АКПП выявляются неисправности, требующие разборки коробки, это хороший способ выполнить ее промывку еще более качественно – с продувкой гидравлических каналов.


В целях экономии многие автовладельцы промывают «автомат» самостоятельно. Для этого они используют следующие материалы и инструменты:

  • Средство для промывки АКПП (специальное вещество, трансмиссионная жидкость, солярка и др.)
  • Емкость для слива отработки
  • Мягкую ветошь
  • Набор ключей и отверток
  • Некоторое количество бензина (солярки, керосина)
  • Насос

Чтобы без проблем промыть АКПП, установите автомобиль на ровную горизонтальную поверхность, а еще лучше на подъемник – это существенно облегчит работу.

Если двигатель еще не остыл, соблюдайте меры предосторожности.

Для начала найдите на нижней стороне масляного поддона сливное отверстие и открутите пробку. Как правило, она представляется собой обычный укороченный болт, головка которого в современных автомобилях утоплена. Дождитесь, пока жидкость перестанет капать.


Слив масла из АКПП


Демонтируйте сам масляный поддон. При его снятии будьте осторожны – на нем наверняка имеются остатки масла и грязи. Промойте поддон снаружи и изнутри, используя обезжиривающие средства, вытрите его насухо.

Для очистки автоматической коробки вам потребуется насос, длинные шланги и емкость достаточного объема. Процедура займет от 15 минут до часа – в зависимости от степени загрязненности АКПП.

Залейте в коробку промывочное масло, свежую транмиссионную жидкость или солярку, проедьте на машине какое-то время и удалите грязную смесь. Установите новый маслофильтр и замените прокладку поддона. Фильтр трансмиссии обычно располагается снизу, в районе клапана. Способ его фиксации может быть разным – от защелок до болтового крепления. Встречаются также варианты установки фильтра снаружи корпуса коробки.

Прокладку лучше посадить на герметик, после чего можно приступать к установке поддона на штатное место.

Залейте свежее трансмиссионное масло. Проверьте его уровень с помощью щупа. Запустите силовой агрегат и дайте ему поработать определенное время. Затем совершите небольшую поездку с использованием всех режимов коробки, после чего следует обследуйте ее на наличие подтеков.

Промывка коробки с демонтажом


Наиболее качественная обработка коробки-автомата требует ее демонтажа. Подобное мероприятие обычно осуществляется в ходе ремонта АКПП – в этом случае предоставляется возможность прямого доступа к полостям трансмиссии.


Перед тем, как приступать к процедуре полной промывки АКПП, слейте из нее всю жидкость. Затем демонтируем коробку, разберите съемные узлы и тщательно прополоскайте их в бензине или керосине.

Сжатым воздухом продуйте каналы трансмиссии. Замените все расходники – фильтры, прокладки и пр. Соберите агрегат, установите его на штатное место и залейте свежую жидкость. После этого обкатывайте трансмиссию в щадящем режиме на протяжении недели.

Отметим, что для соленоидов АКПП промывки может оказаться недостаточно – их следует тщательно продуть.

Промывка радиатора

Коробка передач, как и двигатель, во время работы сильно перегревается и требует охлаждения. Именно поэтому в конструкции АКПП предусмотрен теплообменник. Если каналы этого механизма загрязнены, то его охлаждающая способность резко снижается.


Загрязненный радиатор охлаждения


Косвенный признак «забитого» радиатора – сильно загрязненный поддон.

Для промывки радиатора существую специальные присадки, в состав которых входят водные растворители и спирты. Чтобы очистить теплообменник, для начала отсоедините масляные патрубки от коробки, а к входному присоедините шланг, ведущий к промывочному аппарату (компрессору, насосу). Его свободный конец опустите в заранее подготовленную тару.

Если для промывки радиатора вы используете насос, заполните его приемную емкость сольвентом и закачайте его в радиатор через возвратный участок магистрали. Продолжайте до тех пор, пока жидкость не начнет выливаться из подающего участка магистрали (промывка осуществляется снизу-вверх). Вся процедура осуществляется около 10-15 минут. На протяжении этого времени промывочная жидкость будет становиться все грязнее.

Затем замените сольвент на чистый и выполните повторную промывку.

После завершения мероприятия высушите радиатор с помощью воздушного компрессора, залейте в теплообменник около литра чистой жидкости и проверьте его пропускную способность. Если она неудовлетворительна, радиатор подлежит замене.

Использование промывочного средства в аэрозольной упаковке существенно упрощает процесс промывки теплообменника. Однако наиболее качественно это можно сделать с помощью насоса (можно использовать даже ручной) или профессионального аппарата.

Промывка гидроблока

Гидроблок – один из главных компонентов любой автоматической коробки передач. Именно он обеспечивает нормальное функционирование муфт сцепления и фрикционов, поэтому так важно следить за состоянием этого устройства. Неисправность гидроблока часто становится причиной выхода из строя всей трансмиссии.

Гидроблок представляет собой металлическую клапанную плиту с достаточно сложной внутренней геометрией. В нем присутствует большое количество мелких деталей и узлов: каналов, клапанов, соленоидов, измерительных приборов и датчиков.

В число обязательных мероприятий по обслуживанию гидроблока входит его промывка. Обычно она выполняется при замене трансмиссионного масла после разборки АКПП.


Если вы решили промыть гидроблок самостоятельно, то подберите для работы чистое место – попадание даже мелких соринок в узлы механизма недопустимо.


Гидроблок АКПП


Открутите сливную пробку коробки (может потребоваться ключ нестандартной формы, например, «звездочка»).

Слейте отработку в подготовленную емкость и закрутите пробку поддона. Демонтируйте его и снимите заглушку, прикрывающую электрический разъем. Отсоедините разъем, провернув пластиковый замок-защелку.

Чтобы демонтировать гидроблок, открутите болты, удерживающие его заднюю и переднюю части. Затем аккуратно демонтируйте плату. открутите остальные крепления и предельно аккуратно снимите малый подблок.

Медленно, не допуская выпадения пружин, приподнимите первую промежуточную пластину гидроблока, с остальными поступите так же.

Теперь можно приступать к промывке устройства. Удобнее всего делать это при помощи карбклинера – распространенное средства для очистки карбюраторов. Разберите гидроблок, все детали аккуратно очистите кисточкой, а затем протрите промывочной жидкостью.

Особое внимание уделите промывке соленоидов и клапанов. Остатки очистителя удалите сухой ветошью.

Соберите гидроблок, действуя в обратной последовательности. Следите, чтобы усилие при затяжке болтов составляло около 11 Нм (без динамометрического ключа лучше эту операцию не выполнять).

Как только гидроблок установлен на место, снимите с картера слой старого герметика и нанесите новый. Верните поддон на место ,закрепите привод селектора и залейте свежее трансмиссионное масло.

Запустите двигатель и дайте ему немного поработать. За это время масло не растечется по всему гидроблоку. Поочередно переводите рычаг селектора во все положения с временной задержкой в каждом на 15-25 секунд.