Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это информационная, сигнальная часть системы охлаждения. С его помощью в электронный блок управления (ЭБУ) передаются данные об изменении температуры в процессе теплообмена.

В блоке определяются рабочие параметры двигателя, производится корректировка электронного впрыска топлива и регулирование момента зажигания.

В некоторых типах силовых агрегатов с помощью датчика активируется вентилятор охлаждения, который установлен непосредственно на радиаторе.

Информация может выводиться на панель приборов, если эта функция присутствует в транспортном средстве.

Что представляет из себя ДТОЖ и где он расположен?


Современные датчики температуры охлаждающей жидкости – это термисторы с полупроводниками, которые легко изменяют сопротивление при колебаниях температуры. При ее повышении в материале полупроводника увеличивается количество свободных электронов, что приводит к падению сопротивления.


Датчик температуры охлаждающей жидкости


Исходное значение этого параметра соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя сопротивление уменьшается до 0, а при холодном состоянии силового агрегата вырастает до максимального уровня. Отклонения от показаний фиксирует ЭБУ.

Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус с высокой теплопроводностью. Там же находится резьбовое крепление и электрический разъем для соединения с бортовым компьютером.

Датчик имеет миниатюрные размеры и вмонтирован в выходную магистраль головки блока цилиндров (вкручен в отверстие, специально отведенное для него). В разных моделях автомобилей ДТОЖ может находиться в термостате или рядом с ним, но в любом случае он контактирует с охлаждающей жидкостью.

Признаки неисправностей и проверка работоспособности датчика


На неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости указывают следующие признаки:

  • Ухудшение управляемости транспортным средством
  • Неправильное качество выхлопа при езде на холодном моторе (это можно услышать)
  • Увеличение расхода топлива

Как показывает практика, самой частой причиной сбоев в работе ДТОЖ являются проблемы с электропроводкой: окисление и/или коррозия проводов, соединений. Если температура на датчике ниже рабочей, это может свидетельствовать об открытом термостате: в этом случае мотор прогревается медленней.


Чтобы точно знать, что ДТОЖ вышел из строя, необходимо проверить его работоспособность. Сделать это вполне можно самостоятельно. Существует два способа – с термометром или без него.


Для проведения проверки с термометром приготовьте чайник или любую металлическую емкость, электронный измеритель температуры, мультиметр, ручку и бумагу для расчетов.

Демонтируйте датчик и слейте часть антифриза, чтобы прибор не был погружен в него. Подключите к датчику мультиметр и измеряйте сопротивление. Показания запишите.

Затем начинайте нагревать воду в емкости и снимайте показания при температурах от +25 до +45 °С (каждые 5 градусов). Сравните результаты с эталонными величинами, указанными в технической карте автомобиля.

Если ее под рукой нет, коэффициент можно вычислить, разделив каждый показатель сопротивления на соответствующее значение температуры. В случае, когда датчик работает исправно, вы каждый раз будете получать одно и то же число. Если полученные коэффициенты сильно отличаются друг от друга, значит ДТОЖ неисправен.

Без термометра замеры производятся при холодной воде и в момент ее окончательного закипания. При температуре +100 °С значение сопротивления должно находиться в диапазоне 190-210 ОМ.

Замена прибора своими руками

Если в результате проверки выяснилось, что датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, его нужно заменить. Для этого придется слить антифриз.


Вам понадобятся:

  • Поддон для охлаждающей жидкости
  • Сам антифриз (если вы решили менять и его)
  • Набор отверток и гаечных ключей
  • Новый оригинальный датчик
  • Герметик

Автомобиль поставьте на яму или эстакаду. Откройте капот и открутите пробку с бачка системы охлаждения.

Под днищем найдите крышку для слива охлаждающей жидкости и подставьте под нее поддон. Если вы собираетесь заменить антифриз полностью, откройте крышку и подождите 5-10 минут, пока вся жидкость не сольется. Если полная замена ОЖ не требуется, достаточно слить столько жидкости, чтобы ее уровень находился ниже самого датчика.

После этого закрутите крышку слива и приступайте к демонтажу датчика. Он может быть установлен на защелках или винтах. Прибор на защелках снимается вручную. Устройство, закрепленное винтами, требует применения крестообразной или шлицевой отвертки.


Датчик температуры охлаждающей жидкости


На место старого ДТОЖ установите новый, предварительно смазав герметиком место его крепления. Это делается с целью избежания утечек или повреждений.

Залейте свежий или слитый антифриз в бачок, проверьте систему на наличие воздушных пробок. На этом процедура замены датчика окончена.