Для обеспечения безупречной и безопасной работы автомобиль необходимо поддерживать в идеальном техническом состоянии. Внимание следует уделять всем деталям, в том числе самым мелким. Некоторые из них только на первый взгляд кажутся не слишком важными.

В этой статье поговорим о маслосъемных колпачках (клапанных сальниках), установленных в двигателях ВАЗ 2109. Названные элементы обеспечивают герметичность в местах прилегания направляющих втулок и клапанов.

Подробнее о роли, конструкции и процедуре замены маслосъемных колпачков читайте далее.

Функции и конструкция маслосъемных колпачков

Для нормальной работы распределительного вала требуется большое количество смазки. Она может просачиваться в камеры сгорания двигателя, что крайне нежелательно.

Маслосъемные колпачки разделяют две рабочие зоны силового агрегата: головку блока цилиндров (ГБЦ) и камеры сгорания.

Сальники снимают излишки масла, которым смазывается шток при возвратно-поступательных движениях.


Маслосъемные колпачки


Маслосъемный колпачок состоит из нескольких элементов:

  • Мощной втулки из высокопрочной стали
  • Каучуковой оболочки, выполняющей роль уплотнителя
  • Эспандерных пружин, фиксирующих клапанный шток
  • Края самого колпачка

Верхняя часть колпачков постоянно находится в области интенсивного движения моторного масла. Нижняя контактирует с топливной смесью и газовыми отходами. Именно поэтому клапанные сальники подвергаются интенсивному износу.


Назовем основные признаки, по которым можно определить необходимость в замене маслосъемных колпачков.

Признаки износа маслосъемных колпачков

Слабым звеном в конструкции маслосъемного колпачка является каучуковый уплотнитель. Под воздействием агрессивных сред он постепенно твердеет и разрушается. В результате моторное масло начинает просачивается в камеру сгорания.

Основной признак, указывающий на неисправность маслосъемных колпачков – это появление синего дыма из выхлопной трубы. Одновременно с этим может наблюдаться повышенный расход масла (вплоть до литра на каждую тысячу километров). На свечах появляется налет или нагар.

При появлении указанных явлений лучше сразу заменить сальники, чтобы не усугублять проблему.


Изношенные маслосъемные колпачки

Процедура замены колпачков на ВАЗ 2109

Процедура замены маслосъемных колпачков в автосервисе стоит недорого. Однако если проводить ее приходится часто, то затраты будут чувствительными.

Учитывая, что сам процесс не представляет особой сложности, можно попробовать заменить детали самостоятельно.

Расскажем, как это сделать правильно, уделив внимание каждому этапу.


Выбор инструментов


Перед тем, как приступать к демонтажу и замене колпачков, подготовьте набор необходимых инструментов и расходных материалов:

  • Съемник колпачков (можно обойтись и без него)
  • Рассухариватель клапанов (устройство для сжимания пружин)
  • Длинногубцы или пинцет
  • Нужное число новых маслосъемных колпачков (по количеству клапанов в двигателе, можно с небольшим запасом)
  • Прокладку клапанной крышки
  • Оловянный пруток диаметром около 8 мм и длиной не менее 20 см
  • Плоскую отвертку
  • Запрессовочную оправу

Демонтаж колпачков


Чтобы открыть свободный доступ к маслосъемным колпачкам, снимите топливный насос, воздушный фильтр и распределитель системы зажигания. Данный этап относится лишь к автомобилям, работающим на бензине и, соответственно, имеющим карбюратор.

Для предотвращения короткого замыкания снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Удалите с распределительного вала зубчатую шестеренку.

Демонтируйте крышку головки блока цилиндров, открутив соответствующие болты. Разберите ее заднюю часть, а также распредвал со стороны ГБЦ.

После этого начните вручную вращать коленчатый вал, чтобы поршень заменяемого колпачка «замер» в позиции ВМТ. Специальной головкой выкрутите свечу из ГБЦ. Вместо нее аккуратно вставьте оловянный пруток – он должен попасть между поршнем и клапаном.


Использование прутка дает возможность избежать длительного и сложного демонтажа головки блока цилиндров.


Сожмите пружины маслосъемных колпачков и снимите детали путем выпрессовывания.


Демонтаж маслосъемных колпачков


Установка новых деталей


Перед тем, как приступить к установке новых колпачков, необходимо снять с них стальные пружины и обмакнуть детали в моторное масло. Так будет значительно проще запрессовать колпачки.

После установки сальников верните на место пружины и выньте из свечного отверстия пруток. Поставьте распредвал, проследив за направлением кулачков 1-го цилиндра – они должны «смотреть» в сторону, противоположную толкателям клапанов.

В процессе монтажа обязательно смажьте шейки и кулачки распределительно вала, а также обязательно установите сальник, исключающий протечку масла.

Замену маслосъемных колпачков необходимо выполнять сразу же после обнаружения симптомов их износа. В противном случае попадание масла в двигатель может привести к серьезным последствиям, вплоть до выхода силового агрегата из строя.

Выбор маслосъемных колпачков

Практически все специалисты рекомендуют приобретать и устанавливать такие же компоненты двигателя, которые использует завод-производитель.

Однако многие автовладельцы уже не считают это постулатом. По мере развития технологий и появления новых материалов ремонтные маслосъемные колпачки могут превосходить оригиналы по качеству и ресурсу. К примеру, каучуковые колпачки сегодня успешно заменяют фторопластовые.


Чтобы найти наиболее подходящий вариант клапанных сальников, лучше всего выбирать детали по VIN-коду, параметрам двигателя, артикулу имеющихся колпачков.


При подборе аналога обращайте внимание на фирму и страну, которая производит колпачки. Не забывайте о том, что известную продукцию часто подделывают. Фальсификат легко выявить по отсутствию специальных защитных признаков (проверочных кодов, QR-кодов, голограмм), низкому качеству исполнения, отсутствию фирменной упаковки.