Проникающая смазка, которую по-другому называют «жидким ключом», представляет собой раствор-эмульсию, наносимую на заржавевшие, прикипевшие и пригоревшие детали для облегчения их демонтажа.

Чаще всего такие средства применяют автомобилисты, для которых изначально они и были разработаны. Однако никто не мешает при необходимости использовать их в быту (например, для смазывания скрипящих дверных петель, заедающих замков и т.п.).


Состав жидких ключей у разных производителей может отличаться. Основой обычно является минеральное масло, в роли активных добавок выступают ингибиторы коррозии, кислоты и другие вещества.


Средства могут включать силикон, воск, твердые смазочные компоненты (дисульфид молибдена, графит и пр.). Для лучшей проникающей способности в них вводят растворители. В аэрозолях содержатся пропан или бутан, облегчающие процесс распыления.

Функции жидкого ключа

Препараты, называемые жидкими ключами, выпускаются в виде растворов и аэрозолей. Их обильно распределяют по проблемным поверхностям и выдерживают в течение времени, указанного в инструкции.


Жидкие ключи способно не только растворять ржавчину, но и:

  • Удалять загрязнения (включая застарелые и пригоревшие)
  • Вытеснять из узлов влагу
  • Создавать на поверхности защитную пленку, препятствующую проникновению жидкости и появлению коррозии
  • Снижать трения между подвижными деталями благодаря смазывающим функциям

Нанесение смазки на крепеж


Способность жидкого ключа вытеснять влагу способствует защите механизмов, эксплуатирующихся на открытом воздухе, от промерзания. После обработки они перестают накапливать влагу и остаются функциональными при любой температуре окружающей среды.

Защитная пленка, которую качественная проникающая смазка создает на поверхности, не разрушается даже в экстремальных условиях.

Главные параметры проникающих смазок

В сети интернет приводятся результаты тестирования большого количества жидких ключей (универсальных проникающих смазок).


Их оценивают по следующим параметрам:

  • Проникающая способность: свойство препарата доставлять в обрабатываемую зону активные компоненты; проверяется путем опускания полоски картона в испытуемый состав – чем выше будет граница пропитанного участка, тем лучше результат
  • Способность растворять ржавчину: минеральные масла, входящие в состав проникающих смазок, размягчают и разрыхляют ржавчину, для ее растворения и преобразования служат кислотные добавки (например, фосфорная кислота) – чем их больше, тем ржавчина удаляется лучше
  • Антикоррозионная стойкость: продолжительность защиты поверхностей от коррозии; обработанную металлическую пластину опускают в раствор соли и засекают время до появления первых признаков коррозии и изменения цвета жидкости на рыжий; для получения более достоверных результатов параллельно проводят три аналогичных опыта
  • Испаряемость: слишком быстрое испарение смазочной жидкости говорит о чрезмерно большом содержании в ней летучих компонентов (в первую очередь, растворителей), слишком медленное – об избытке минерального масла, что повышает вязкость средства и снижает его проникающую способность; таким образом, испаряемость должна быть средней
  • Содержание сухого остатка: чем оно выше, тем меньше вредных веществ испаряется в атмосферу и тем больше смазывающих компонентов остается на трущихся поверхностях; для определения этого параметра проникающую жидкость нагревают в течение двух часов при 180 °C, а затем по изменению массы вычисляют так называемый «КПД»
  • Морозостойкость: жидкий ключ не должен замерзать при отрицательных температурах, так как одна из его функций – бороться с промерзанием механизмов; тестирование смазки на морозостойкость предполагает ее замораживание до -30 °С с отслеживание температуры потери текучести
  • Степень воздействия на резину: особенно важный параметр для проникающих смазок, используемых в автомобилях; резиновые уплотнители обрабатываются либо сами по себе (для устранения скрипа, растрескивания, потери эластичности), либо заодно с основным механизмом, поэтому смазочные жидкости должны быть инертными по отношению к эластомерам
  • Смазочные свойства: оцениваются на машине трения и далеко не всегда соответствуют заявленным производителями
  • Другие параметры: запах, возможность распылять аэрозольное средство при любом положении баллона, удобство применения насадки и т.д.

Представленные сегодня на рынке проникающие смазки не сильно отличаются друг от друга по цене и внешнему виду. Однако по вышеназванным параметрам одна может значительно превосходить другую.


Так, например, немецкое универсальное средство Liqui Moly LM-40 по результатам испытаний продемонстрировало лучший показатель сухого остатка, при этом по остальным характеристикам продукт не впечатлил.

Итальянский препарат Svitol Arexons 6 in 1, который стоит намного дешевле «конкурентов», не смог доказать свою эффективность в борьбе с коррозией – так же, как и российский Eltrans УПС-40.

Слабые результаты во всех «номинациях» показала многоцелевая смазка Lavr LV-40. Из ее плюсов можно выделить только невысокую цену.

В группу наиболее стабильных по показателям проникающих жидкостей вошли Abro AB 80 (США), Mannol M-40 (Германия), WD-40 (Великобритания), а также российские ASTROhim Synthetium SN-40 и Жидкий ключ EFELE Multispray.


Жидкий ключ EFELE Multispray


Последний – одна из новейших разработок компании «Эффективный Элемент». Многофункциональное смазочное средство предназначено для облегчения демонтажа и восстановления подвижности заржавевших/прикипевших деталей. Оно размягчает ржавчину и препятствует ее повторному появлению, устраняет скрипы и заедания, не вызывает набухания резины и разрушения пластика.

Высокие защитные свойства смазки обусловлены наличием в составе ингибиторов коррозии.


Как правильно применять жидкий ключ в аэрозольном баллоне?

Перед применением аэрозольный баллон тщательно встряхивают (в течение 15-30 секунд).


Чтобы препарат как можно лучше проник в необходимую зону, его наносят очень обильно. Эмульсия должна стекать с деталей, иначе жидкий ключ не подействует. Уже через 3-5 минут можно попытаться разъединить прикипевшие элементы.


Свежую коррозию жидкий ключ может удалить с первого раза. Если ржавчина старая, то заклинившие детали придется обработать как минимум дважды, выдерживая 5-10 минут между попытками.

Примеры применений Жидкого ключа

Жидкий ключ находит применение во многих областях, где требуется обслуживание и ремонт механизмов благодаря своим проникающим и антикоррозионным свойствам. Он используется для освобождения заржавевших болтов и гаек в автомобилях, а также для снятия заеденных деталей в двигателе.

Инструменты и оборудование, которые подвергаются воздействию влаги и грязи, могут быстро заржаветь. Состав поможет справиться с этой проблемой и продлить срок службы инструментов.

Садовые инструменты и оборудование, такие как газонокосилки или триммеры, а также бытовая техника, например, стиральные машины, холодильники и т.д. могут страдать от ржавчины. Жидкий ключ поможет сохранить их в рабочем состоянии и помочь снять застрявшие детали или освободить заржавевшие винты.

Цепи, звездочки, болты и гайки на велосипедах и мотоциклах могут заржаветь или заедать. Жидкий ключ поможет сохранить их в хорошем состоянии.

Материал может использоваться для обслуживания и ремонта промышленного оборудования, такого как конвейерные системы, насосы, двигатели и другие механические устройства.


Помимо всего прочего, он может быть полезен в любой ситуации, когда необходимо освободить застрявшие или заржавевшие детали.

Чем Жидкий ключ отличается от обычных смазок?

В отличие от обычных смазок, Жидкий ключ содержит в своем составе присадки, которые специально разработаны для борьбы с ржавчиной и окислами. Он также обладает более низкой вязкостью, что позволяет ему легко и быстро проникать в очень узкие зазоры и трещины. Материал легко очищается, что облегчает его использование и устранение излишков продукта.

Важно отметить, что Жидкий ключ не предназначен для долгосрочной смазки, как это делают обычные смазки. Его основная функция –освобождение прикипевших или заржавевших деталей. После его использования зачастую требуется применение обычной смазки для обеспечения долгосрочной защиты и снижения трения.