Часто после удаления катализатора автовладельцы сталкиваются с проблемой существенного увеличения расхода масла. По каким причинам это происходит и как решить проблему – разберемся в статье.

Что такое катализатор?

Каталитический конвертер (он же катализатор, или нейтрализатор) – это элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота.


Катализатор BMW


Внутри катализатора расположен керамический блок с сотовой структурой. На стенки сот нанесен микрослой из палладия, родия, иридия, платины или даже золота (в зависимости от модели нейтрализатора). Касаясь такого напыления, часть выхлопных газов входит с ним в химическую реакцию, превращаясь в безвредный азот и диоксид углерода.

Производители уверяют, что срок службы нейтрализатора составляет 100-150 тыс. км. Однако фактически проблемы с этим узлом могут возникнуть и при меньшем пробеге – особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

Причины выхода нейтрализатора из строя


Причиной выхода катализатора из строя чаще всего становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. На «приборной» панели в результате загорается значок Check engine, в некоторых случаях электроника не позволяет запустить двигатель.


Поломку каталитического нейтрализатора могут вызвать также:

  • Некачественный бензин
  • Проблемы с зажиганием
  • Термические удары (разогретые металл и керамика трескаются при взаимодействиях с водой или снегом)
  • Механические повреждения выхлопной системы
  • Заводской брак

Неисправность катализатора можно определить по таким косвенными признакам как падение мощности двигателя, сложности с его запуском, едкий запах и характерный металлический звук при разгоне и перегазовке.

Некоторые водители намеренно удаляют нейтрализаторы, чтобы добавить машине мощности и снизить расход топлива. Понятно, что выброс вредных веществ в таком случае резко увеличивается.

Нужно помнить и о том, что согласно Техническому регламенту, удаление катализатора трактуется как нарушение конструкции автомобиля. Соответственно, будет проблематично провести технический осмотр такого транспорта или поставить его на учет.


Удаление катализатора


Многие автовладельцы банально не хотят тратить деньги на замену поврежденного катализатора. В целях экономии устанавливают либо универсальный нейтрализатор, либо более дешевый и не одобренный автопроизводителем пламегаситель (один из видов резонаторов). Иногда на место удаленного устройства просто приваривают фрагмент металлической трубы.

Вырезать неработающий катализатор – недорогая услуга. Однако в большинстве случаев, чтобы ездить без него, необходимо «обмануть» программное обеспечение, чтобы двигатель не переходил в аварийные режимы.

Обычно вместо лямбда-датчика на выхлопной тракт устанавливают так называемую обманку или меняют прошивку блока управления.

В обоих случаях не обойтись без помощи специалистов и профессионального оборудования.

Повышенный расход масло как последствие удаления катализатора

Даже полностью исправные двигатели после удаления катализатора могут испытывать определенные проблемы. Одной из них является повышенный расход масла. Нередко мотор начинает потреблять около литра смазочной жидкости на одну тысячу километров пробега.

В этом случае возникает необходимость дорогостоящего ремонта двигателя или же постоянного долива масла, что не всегда возможно при активной эксплуатации автомобиля.


Необходимо отметить, что выраженный «масложор» после удаления катализатора может отмечаться лишь на определенных силовых агрегатах. В первую очередь, подобная проблема свойственна для мощных моторов Mercedes и BMW, а также отдельных моделей Kia и Hyundai.


Объясняется это конструктивными особенностями двигателей. Первоначально они рассчитаны на определенное противодавление, которое оказывает катализатор. После его снятия масло начинает попадать в камеру сгорания через маслосъемные кольца, что увеличивает его расход – особенно на высоких скоростях и существенных оборотах двигателя.

В некоторых случаях он может доходить до нескольких литров за 200-300 км, что чревато серьезными неисправностями двигателя вплоть до его заклинивания.

«Масложор» успевает спровоцировать еще старый, испорченный нейтрализатор до его удаления. Причиной может быть керамическая крошка из его «начинки», которая попадает в цилиндры. После избавления от катализатора водитель, радуясь ощутимой прибавке тяги, интенсивно давит на педаль газа и этим усугубляет ситуацию: задиры на цилиндрах увеличиваются, а расход масла растет.


Пробка маслозаливной горловины

Способы устранения проблемы


Существует несколько возможных вариантов решения проблемы повышенного расхода масла после удаления катализатора. Чаще всего мастера рекомендуют установить на его место пламегаситель, чтобы обеспечить необходимое противодавление.


При этом впоследствии стоит придерживаться спокойного стиля вождения, так как на высоких оборотах машина может захлебываться и терять мощность.

Еще одним способом решения проблемы является переход на более густое моторное масло (минимум 5W-30). Оно не должно вытекать через маслосъемные кольца. Таким образом, будут минимизированы процессы образования нагара и увеличенного расхода масла.

Некоторые автомастерские предоставляют услугу установки пустого катализатора без керамических очистных сот. Это не обеспечивает стопроцентного результата, но позволяет существенно повысить противодавление и, соответственно, уменьшить расход масла.

Отдельные автолюбители просто не обращают внимание на угар масла, доливая его понемногу каждые 2-3 тысячи километров.