Что такое гидроусилитель руля. Функция масла в гур

Большинство современных транспортных средств оборудовано системой гидравлического усиления руля (ГУР). Ее функциями являются облегчение поворота руля и обеспечение сохранения правильной траектории движения, а также снижение нагрузки на колеса при езде по неровной поверхности.

Гидроусилитель руля состоит из гидравлического насоса, который приводится в движение с помощью ремня либо электродвигателя, цилиндра, шланга и масляного бачка.

Насос нагнетает жидкость в редуктор либо рулевую рейку, которая облегчает поворот руля.


Функции масла в гур:

  • Смазывание трущихся деталей и снижение износа элементов
  • Направление давления от насоса к узлам гидроусилителя руля
  • Защита от коррозии, задиров и других повреждений

Как выбрать масло для системы гур: основные требования к жидкости

Жидкость должна обладать антифрикционными свойствами, чтобы облегчать движение механизмов и снижать их износ.

К тому же немаловажным фактором является стабильность вязкости в условиях высоких и низких температур. Если материал станет слишком вязким, что может произойти в холодное время года, то увеличится нагрузка на насос и он быстро выйдет из строя.

Если при высокой температуре вязкость понизится (жарким летом после длительной работы двигателя жидкость может нагреться выше +90 градусов, так как гидроусилитель расположен над мотором), то не будет создано необходимое давление.

Хороший материал должен сохранять свои свойства даже после продолжительного простоя автомобиля. Если меняется его консистенция и присадки выпадают в осадок, значит масло некачественное.

При выборе средства большое внимание уделяют его составу и цвету.


Масла для гур могут изготавливаться на минеральной, синтетической либо полусинтетической основе.


Первый вид производится из натуральных составляющих нефтепродуктов. Благодаря этому он является наименее агрессивным, не оказывает разрушительного воздействия на резиновые элементы системы. Из недостатков – небольшое количество присадок, улучшающих свойства материала, и непродолжительный срок службы.

Синтетическое масло изготавливается из моногамных спиртов и нефтепродуктов. В составе оно имеет большое количество различных присадок и обладает длительным сроком службы, отличными смазывающими и антикоррозионными свойствами. Однако данный раствор не совместим с резиновыми элементами, так как приводит к их преждевременному износу.

Полусинтетические средства объединяют в себе особенности двух предыдущих составов. Они характеризуются средним ресурсом, достаточными антифрикционными и антикоррозионными свойствами.


Чаще всего в гур применяют масло на минеральной основе, так как в системе находится большое количество резиновых элементов. Синтетику льют при наличии рекомендаций от производителя.


По цвету жидкости гур делятся на красные – применяемые в автомобилях с автоматической коробкой передач, зеленые – с механической коробкой передач и желтые – универсальные.


Зеленое масло в гур: чистое и отработанное

Регулярность замены масла в гуре

Масло в гидравлической системе подлежит регулярной замене, однако некоторые автовладельцы пренебрегают этой рекомендацией.

Важность смены жидкости объясняется тем, что в процессе эксплуатации транспортного средства в нее попадают различные мелкие частицы, которые вызывают абразивный износ деталей гур. В том числе это и металлическая стружка (продукт износа), которая циркулирует в системе.

Также в долго работающем масле может накапливаться конденсат, который вызывает коррозию металла и повышает вязкостные характеристики масла. Запуск двигателя с вязким маслом в холодное время года сопровождается шумом и риском возникновения течей.

Фильтр, который находится в бачке гур, постепенно забивается и перестает стабильно пропускать жидкость, что приводит к увеличению нагрузки на насос, особенно зимой. Это ведет к снижению срока службы всей системы.


Загрязненный фильтр бачка гур


Увеличение усилий, необходимых для поворота руля, часто говорит о необходимости заливания нового масла в гур.

Периодичность замены материала зависит от пробега автомобиля. Его необходимо менять каждые 60 тысяч километров пробега или чаще. Рекомендуется заливать новую жидкость гур перед наступлением зимы.


Однако проводить контроль состояния масла необходимо намного чаще – каждые несколько тысяч километров. Он заключается в проверке цвета и запаха материала. Если какой-то из этих параметров изменился, значит пора заменить масло. Проверка жидкости проводится с помощью тонкого длинного инструмента и листа бумаги. Необходимо тщательно перемещать содержимое бачка и капнуть им на бумагу для увеличения наглядности.


Как правило, замена раствора проводится вместе с бочком, так как в нем скапливается большое количество осадка и другой грязи. Автовладельцы, которые прочищали емкость, отмечают нецелесообразность этой процедуры. Особенно сложно вернуть работоспособность забившемуся фильтру.

Замена жидкости гур : особенности, инструкция, рекомендации

Вся процедура проводится только при заглушенном двигателе.

Для смены масла гур понадобится пустая широкая емкость небольшого размера, которую необходимо поместить под бачок.

Далее откручивают крышку бака, переворачивают его и сливают содержимое.

После того, как вся жидкость вытечет, необходимо поместить в емкость концы шлангов. Это позволит слить остатки масла из системы во время поворачивания руля в разные стороны.

Когда из шлангов перестанет выходить жидкость, необходимо прекратить поворачивать руль и поставить новый бачок. После этого залить жидкость для гур до максимальной отметки, параллельно прокручивая руль в разные стороны. Когда жидкость продвинется, нужно долить еще до максимальной отметки.

После этого нужно завести двигатель и так же прокручивать руль. Можно проехать несколько километров. Далее последний раз доливается состав до нормы.


Если вы решили перейти с минерального масла на синтетическое и наоборот, то важным этапом перед заливанием новой жидкости является промывание гидроусилителя. Эта необходимость связана с несовместимостью присадок в этих маслах, даже если они имеют один цвет.


Снижение эксплуатационных свойств масла, выпадение осадка, пенообразование – вот неполный список последствий смешивания жидкостей гур разных видов. Это не значит, что гидроусилитель руля обязательно выйдет из строя при заливании разных составов. Однако для снижения риска некорректной работы системы лучше избежать контакта масел.

Как промывать гидроусилитель без разборки

Для промывки системы понадобится несколько литров жидкости для гур, шприц для откачки материала и емкость для его сбора.


Процесс промывки гур:

  • Завести мотор, но не нажимать на педали
  • Прокрутить руль до упора в обе стороны. Это позволит перемешать жидкость
  • Слить масло из бачка и откачать оставшийся объем с помощью большого шприца
  • Добавить чистое масло
  • Снова прокрутить руль в разные стороны, слить и откачать остатки

Откачивание жидкости из бачка гур


В результате через систему должно пройти примерно 2-3 литра жидкости. При прокручивании руля масло может начать пениться, это не принесет никакого вреда насосу.

В случае длительной работы гур с загрязненной жидкостью для промывки системы может понадобиться около 5 литров масла.

Другой вариант промывки – полный разбор конструкции и ручная чистка элементов.


Своевременная замена жидкости гидроусилителя руля является гарантией его надежной и длительной работы. Подбор материала должен проводиться согласно инструкции производителя.