Что такое антифриз

Что такое Антифриз? Почему без него плохо двигателю автомобиля и зимой и летом? В каком обслуживании нуждается система охлаждения и что может произойти с ней, если двигатель перегреется или, наоборот, останется на лютом морозе?

Эти и другие вопросы, связанные с правильной эксплуатацией двигателя внутреннего сгорания (ДВС) волнуют многих владельцев автомобилей.

Антифризы – это альтернативное название охлаждающих жидкостей (ОЖ), устойчивых к низкой температуре. Фирмы-производители называют их собственными именами («Тосол», «Лена» ) и добавляют температуру замерзания (ОЖ-40 до -40 °С, ОЖ-65 до -65 °С).

Сегодня отечественные изготовители начали выпуск охлаждающих жидкостей, уже готовых к применению (разбавленные водой), с маркировкой «Антифриз». Своевременно залитая в систему охлаждения жидкость имеет важное значение для двигателя. Она контролирует оптимальный рабочий тепловой режим, при котором достигаются наилучшие показатели мощности и топливной экономичности, обеспечивается расчётная долговечность и износостойкость элементов.


Главное условие – температура охлаждающей жидкости должна оставаться в определённых рамках вне зависимости от дорожных условий, внешнего температурного режима и нагрузки на двигатель.


Современный городской режим движения – хорошая проверка для ОЖ – высокий уровень сжатия и крайне напряженный режим движения. Это значит, что температура ДВС будет более высокой. Нельзя не отметить, что форма современных автомобилей вовсе не способствует облегчению работы ОЖ – законы аэродинамики требуют, чтобы по размерам радиатор не выходил за рамки низких линий капота. Так что возможности самоохлаждения у ОЖ почти нет.

Таким образом, охлаждающая жидкость при своей постоянной эксплуатационной температуре 90-100°С должна обладать запасом температуры кипения (не менее 110-120°С).


Наиболее эффективным образом при подобных тепловых условиях работают водные растворы этиленгликоля. По сравнению с водой они закипают при более высокой температуре, а замерзают при более низкой.


Как известно, температура кипения воды -100°С, а температура замерзания – 0°С. В современных автомобильных двигателях радиатор имеет герметичную пробку с клапаном, отрегулированным на избыточное давление 0,5 атм и более. Это позволяет немного повысить температуру кипения воды - она закипает при 110–112 °С. А водный раствор этиленгликоля начинает кипеть аж при 118–120 °С а, когда замерзает, то, незначительно расширяется в объеме, образуя не лёд (как это делает вода), а некую кашеобразную массу, неспособную повредить полости системы охлаждения.

Ездите зимой?

Тогда вам вообще не следует применять воду. Если температура "минусовая", то герметичный клапан термостата замерзает, и нарушается контроль циркуляции охлаждающей жидкости сквозь радиатор. Учитывая все вышесказанное и, особенно недостатки воды, инженеры в области химии предложили использовать в качестве охлаждающей жидкости ДВС смесь этиленгликоля с водой.

охлаждающие жидкости, антифриз
Фирма Castrol известна своими антифризами CASTROL Antifreeze NF и CASTROL Antifreeze SF VDK. Все это – высококачественные охлаждающие жидкости с уникальным пакетом присадок (не содержит неорганических ингибиторов) и увеличенными интервалами замены.

Castrol Antifreeze NF предназначен для систем жидкостного охлаждения бензиновых и дизельных двигателей, изготовленных из чугуна или алюминия. Он воздействует на отложения, ранее образовавшиеся в системе охлаждения.

Если в радиаторе системы охлаждения присутствует большое количество отложений, необходима его тщательная промывка. Антифризы Castrol надежно защищают от коррозии, кавитационной эрозии, отложений и гелевых образований.


На территории бывшего СССР выпускается для систем охлаждения ДВС антифриз марки ТОСОЛ. По таким ТУ изготавливается три марки Тосола (ТОСОЛ А-40, ТОСОЛ А-65 и ТОСОЛ-А).


Данные марки различаются между собой пределом минусовой температурой, до которой можно применять данный антифриз. При этом ТОСОЛ-А является концентратом, который можно использовать лишь после соответствующего разбавления водой. Ответить на многочисленные вопросы, возникающие у автовладельцев, что именно заливать в систему охлаждения своего автомобиля, можно так: лейте антифриз с хорошими качественными параметрами, произведенный на известных химических предприятиях, купленный не в случайной палатке на базаре и снабженный соответствующим сертификатом на данную продукцию. Вам может подойти антифриз любой марки, в том числе и ТОСОЛ.

Есть ли возможность как-то удостовериться в качестве покупаемого антифриза?

Говоря объективно, в настоящее время методов экспресс-анализа антифризов помимо лаборатории не существует, так что автомолюбитель перед покупкой антифриза вынужден полагаться на свой жизненный опыт, логику и здравый смысл. Опытный автолюбитель хорошо наслышан о способах борьбы с «тосольными диверсантами».

На вкус ТОСОЛ или другой антифриз должен быть сладковатым. Действительно, название гликолей происходит от греческого слова тликос – сладкий. Однако эти сладости сильно ядовиты. Этиленгликоль и его водные растворы – сильные желудочно-кишечные яды. Поэтому дегустировать вкус покупаемого антифриза весьма опасно.


Сейчас существует 2-3 показателя, исходя из которых можно забраковать покупаемый антифриз.

  • Это, в первую очередь, показатель любого антифриза, определяющий температуру кристаллизации – плотность. Измеряют ее при помощи ареометра, или, при взвешивая точно отмеренный объём (1000 см2) жидкости. Рабочая плотность наиболее популярной марки ТОСОЛ А-40 при 20°С составляет 1,067–1,072.

  • Второй момент – это определение показателя активности водородных ионов (рН). Это важная величина, показывающая содержащийся в пакете присадок арсенал щелочных компонентов. Если их мало – то запас щёлочности данного антифриза невелик и срок его эксплуатации очень небольшой. Определить показатель рН несложно при помощи стандартной лакмусовой бумажки (рН ТОСОЛа А-40 согласно ТУ должно быть 7,5–8,5).

  • И третий момент – определение присутствия антипенной присадки. Для этого просто взболтайте содержимое канистры и убедитесь, что пены мало и она быстро исчезает.

Определить качество антифриза по яркости цвета невозможно

Цветовая гамма выпускающихся антифризов и их яркость зависят от введенного красителя в продукт на заводе-изготовителе. Подкрашивают антифризы для того, чтобы было легче контролировать его уровень в полупрозрачном расширительном бачке. Особое место среди охлаждающих жидкостей занимают антифризы Cool Stream, изготовляемые по современной технологии защиты металла от коррозии. В производстве антифризов используются готовые карбоксилатные композиции присадок нового поколения разработки и производства бельгийской компании "Артеко".

Cрок службы охлаждающих жидкостей

И, наконец, ещё одно. Cрок службы охлаждающих жидкостей обычно не превышает 3-х лет (примерно 60 тыс. км). От эксплуатации в двигателе антифриз стареет, подвергается износу. Процесс этот естественный, ведь жидкость протекает через систему охлаждения 400–700 раз в час при температуре 90–100°С, а то и выше. Концентрация ингибиторов в антифризе постепенно снижается. По мере эксплуатации снижается запас щелочности, присадки вырабатываются, увеличивается коррозионная активность и агрессивность к резине.


Поэтому помните, что только Вы сами ответственны за нормальное функционирование системы охлаждения Вашего автомобиля. И вовремя производите замену антифриза на Вашем автомобиле!